РАЗРАБОТКИ
|
Перспективы развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка.«В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Уровень компьютеризации в XXI века делает доступным каждому бескрайнее информационное поле. Умение своевременно получить информацию, обработать, проанализировать и принять соответствующее решение ― ключ к успеху в жизни и карьере современного человека. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с разных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Задача учителя заинтересовать учеников необычными задачами и материалами. В американских школах пытаются учить детей учиться и критически мыслить, индивидуализировать обучение,учитывая уровень ребенка и присущий ему стиль учения, создавать условия для самостоятельного, саморегулируемого - в плане уровня и темпов ― учения. Кто такой современный учитель?! Современный учитель ― это творческий в своей работе, постоянно саморазвивающийся, находящийся в активном поиске, владеющий новой информацией, активный в повседневной школьной жизни учитель. Каждый из учителей имеет свой стиль преподавания, вносит свою лепту в обучение учеников, но всех нас объединяет одна общая цель и эта цель поставлена президентом нашей республики Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в послании народу Казахстана «Казахстанский путь ― 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее», определить перспективы развития критического мышления учащихся. Результатом обучения школьников должны стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Понятие «критическое мышление» объединяет следующие понятия, такие как «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление», помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Критическое мышление ― это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенны при решении проблем. Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь ― стимулирования учеников к доказательствам на основе собственного опыта. Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств:
Технология критического мышления дает ученику:
Работая в режиме технологии критического мышления и используя ее приемы, учитель превращает обучение в совместный и интересный поиск. Уроки ИЯ способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология РКМ через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию на уроках ИЯ, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении ИЯ, в результате чего происходит формирование коммуникативных навыков. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать ИЯ, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. КМ (критическое мышление) ― это точка опоры,способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить,осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения,делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках ИЯ необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознать, что изучение ИЯ в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения, с его способностью пользоваться приобретенным, умением получать и моделировать информацию, а также сотрудничать. Работа ТКМ в системе школьного образования дает возможность личностного роста ребенка. На уроках ИЯ необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознать, что изучение ИЯ в большей степени связано с его личностью и интересами, с его способностью пользоваться приобретенным, умением получать и моделировать информацию, а также сотрудничать. Этапы структуры технологии РКМЧП, разработанная американскими педагогами Дж.Стил, К.Меридитом и Ч.Темплом, соответствуют закономерным этапам активной когнитивной деятельности личности. Технология КМ ― стадии и методические приемы 1 фаза «вызов»
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до получения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д. 2 фаза «осмысление содержания»
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения:
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать 2 элемента ― индивидуальный (личный) поиск, который предшествует обмену мнениями. 3 фаза «рефлексия»
Учителю следует:
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. Часто отсутствие результативности обучения связано с тем, что преподаватель строит обучение исходя из целей, поставленных им самим, подразумевая, что они будут приняты учащимися как собственные. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Приемы технологии критического мышления 1. Кластер «Солнце» (графический прием систематизации материала) информация располагается в определенном порядке. В центре -тема, а вокруг нее смысловые единицы. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информация, полученную до знакомства с текстом. На стадии рефлексии исправляются неверные предложения в начальных кластерах и заполняются на основе новой информации. Важный момент -это презентация кластеров. 2. «Концептуальное колесо» подбираются синонимы к слову, которое находится в центре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: к слову «say» -tell, talk, answer, ask, speak. 3. Инсерт (или таблица «З-Х-У»): прием, где учащиеся делают соответствующие пометки на полях (+, -, ?: знаю, не знаю, хочу узнать). 4. Фишбоун: обсуждается проблема и идет поиск ее решения. Присутствует проблема, ее причины, факты, находится ее решение. 5. Синквейн ― это стихотворение, представляющее синтез информации, которое описывает суть понятия или осуществляет рефлексию на основе полученных знаний. Стихотворение состоит из 5 строк:
6.Эссе (5 минутное эссе) ― вид письменного задания, который применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной ранее теме. Для учителя ― это возможность получить обратную связь. Учащимся предлагается два пункта:
7. Мозговая атака используется при активизации имеющихся знаний при работе с фактическим материалом: а) учащиеся записывают все, что они знают или думают по данной теме; при этом время ограничивается до 5-7 минут, все обсуждение не критикуются, но фиксируются, все высказанные предложения оперативно записываются. Использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроках для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного их развития. Литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены