РАЗРАБОТКИ
|
Технология «Интеллект-карт» как способ развития предметной компетенцииВсем знакомо выражение: «В одно ухо влетело, из другого вылетело». Как часто бывает, что прочли учебник, книгу, вроде все поняли, но за 2-3 недели все вылетело из головы. И часто, чтобы вспомнить весь материал необходимо заново прочитать 200-300 страниц книги. А хотелось бы просмотреть 2-3 страницы конспектов, которые бы с 90% точностью позволили бы восстановить в голове информацию о прочитанном.Именно это и позволяют сделать интеллект-карты. Технология интеллект-карт - это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Интеллект-карта (интеллектуальная карта) – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. MindMap – мыслительные карты, в переводе с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века. Интеллект-карта сегодня отвечает реальным запросам современной школы, способствует решению задач нового образовательного стандарта по формированию у школьников универсальных учебных действий. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, через воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные логические способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Мы не можем мыслить линейно, особенно в непонятных ситуациях. Наши мысли «прыгают» с одной на другую, и мы в следующий момент времени совершенно неожиданно для нас думаем уже о чем-то другом. Нашему мозгу подавай картинки и ассоциации. Эту нехитрую тенденцию и уловил американец Тони Бьюзен. Мозг видит все целиком, он не может увидеть списком картинки. Допустим, представьте солнечный день, начиная с неба и заканчивая землей. В голове один образ, в котором мы видим все сразу и небо, и землю. Мышление происходит образами, неосознанно и автоматически каждое жизненное явление для нас связано с каким-то образом На основе этого принципа Тони Бьюзен и предложил фиксировать информацию не линейно, как это принято в большинстве случаев, а ассоциативно (радиантно), связывая мысли друг с другом в пространстве, справедливо предположив, что такая форма будет самой удобной для восприятия, так как мозгу нужно будет провести минимум работы по созданию образа, то есть понимания информации. Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается на более долгий срок, так как это соответствует естественной ассоциативной природе нашего мышления. Просто так устроен наш мозг. Как известно, наш мозг состоит из примерно 1 000 000 000 000 клеток, которые называются нейронами. Их количество в течение всей жизни не увеличивается, но может уменьшаться под воздействием сильных стрессов, алкогольных интоксикаций, травм и других неблагоприятных факторов. Но если количество нейронов не увеличивается с момента рождения человека, то где хранится и обрабатывается вся поступающая информация? Каждый нейрон связан с другими огромным количеством связей-ответвлений, которые образуются в течение всей жизни человека. Чем интенсивнее информационная жизнь человека, тем больше количество таких связей между клетками головного мозга. Наш мозг очень хитро устроен, и ему очень не нравятся все эти списки и таблицы которые нас буквально окутывают на протяжении всей жизни. На основе этого принципа Тони Бьюзен и создал эти карты. Правила оформления интеллект-карт
Сделать интеллект-карту качественней и наглядней можно путем добавления в нее цвета, общепринятых аббревиатур и рисунков. Также карте можно придать трехмерную глубину, это добавит ей привлекательности, занимательности, а также сделает ее более наглядной. Данные мероприятия, прежде всего, направлены на лучшее запоминание информации, которая "зашифрована" в вашей интеллект-карте. Начинать следует с красочной цветной картинки в центре. Все слова должны быть написаны большими буквами. Конструктивно все предложения должны быть визуально связаны между собой. Не нужно слишком часто использовать ключевые слова. Требуется фиксировать абсолютно все, что приходит в голову по заданной теме. Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты. Их главное назначение - задавать направление. Используйте цвета. Цвет играет роль одного из важнейших средств совершенствования памяти и творческих возможностей. Используйте кодирование информации. Например, можно разработать собственную систему простых для запоминания кодов и использовать ее во всех своих записях и конспектах. Стремитесь к ясности в выражении мыслей. Неясное выражение мысли затрудняет ее восприятие. Если записи ведутся обычным беглым почерком, это скорее помеха, нежели помощь памяти. Используйте печатные буквы. Печатные буквы имеют стандартную удобочитаемую форму, что дает возможность мозгу с большей легкостью их «фотографировать». Использование печатных букв также стимулирует стремление к лаконичности и краткости. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Линия, или ветвь, служит «скелетом», на который надета «плоть» в виде слов, образов, кодов и т. п. С помощью ветвей интеллект-карта приобретает структурную организованность и аккуратность; от того, как организованы ветви, зависит, будет ли карта ясной и легкозапоминаемой. Технология обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование.Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой. В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. С этой технологией работники нашей школы познакомились только в 2018-2019 учебном году. Методическое объединение учителей естественно-научного цикла школы решило попытаться внедрить его в свою практику. И мы уже видим первые положительные результаты. Ниже Вы видите интеллект-карты наших учеников по некоторым темам курса «Географии России.8 класс». Мы понимаем, что это лишь начало и следующий наш шаг- внедрение этой технологии при подготовке обучающихся к оценочным процедурам: ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Примеры «Интеллект-карт», выполненных учащимися школы по разным темам: Из опыта работы учителей географии МБОУ СОШ №11 г.Пензы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены