РАЗРАБОТКИ
|
Предуниверсарий: из опыта развитияЦель данного проекта заключается в максимальной самостоятельности учащихся и оснащенности учебного процесса средствами самоорганизации, планирования, контроля.Особое внимание автор уделяет опыту НИУ ВШЭ, как одной из наиболее известных и хорошо организованных на сегодняшний день образовательных программ. Предуниверсарий – новое веяние в образовании, впрочем, как все новое, - хорошо забытое старое. Как-то незаметно он пришел на смену профильным классам, которые не оправдали, видимо, ожиданий общества. Причин, скорее всего, достаточно. Но основной из них видится более гибкая схема предуниверсария, которая не вынуждает делать «железобетонный» выбор при том, что дает широкий выбор и большие возможности для старшеклассников . Предуниверсарий представляет собой образовательный проект для обучающихся старшей школы, в рамках которого занятия ведут преподаватели вузов. Поскольку предуниверсарии появились не так давно, то какого-то глубокого обобщения данного явления еще не сделано. Предуниверсарий организован в виде специальных классов при школах, где некоторые предметы ведут преподаватели вуза – метрополии, взявшие над школой шефство. В предуниверсарии проводится углубленное обучение по профильным дисциплинам, а также проводится адаптация к университетской программе. Таким образом, цель предуниверсария – обеспечить переход старшеклассников к самостоятельному и ответственному (по минимум, за результаты образования) типу учения. В мировой практике предуниверсарием называют образовательную организацию, работающую на уровне старшей школы, либо образовательную программу, реализуемую как способ подготовки абитуриентов на этапе старшей школы. В разных странах Предуниверсарии отличаются как по форме, так и по содержанию, но общим является тот факт, что они нацелены на развитие одарённых и высокомотивированных детей. При этом высокая роль в учебном процессе отводится элементам внешней среды, за счет которых расширяется выбор возможных видов активности и глубины обучения, что приводит к более быстрому и полному формированию требуемых навыков. Одна из первых моделей предуниверсария была реализована еще в Советском Союзе еще в 60-е годы и дала высокие результаты. Система профильных школ, которые осуществляли специализированную подготовку учеников по основным школьным предметам - математике, физике, химии, биологии в школах-интернатах при университетах в четырех крупнейших городах - Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске. Из этих школ вышло огромное количество выпускников, достигших впоследствии выдающихся результатов в науке. В начале двухтысячных почти во всех вузах страны появились лицейские классы, колледжи, гимназии, школы. Создавались эти общеобразовательные структуры с целью привлечения выпускников в ряды абитуриентов. Со временем количественные изменения переросли в качественные. Достаточно скоро школы стали базовыми площадками, на которых вузы реализовывали собственные программы подготовки абитуриентов, привлекая преподавателей вуза. По словам ректора НИЯУ МИФИ М. Стриханова: "Авторитет преподавателя складывается не из его строгости и требовательности, а прежде всего из того, насколько он сам увлечен предметом, который преподает. Школьники это сразу чувствуют. В этом плане преподавателям университета, научным сотрудникам гораздо легче по сравнению со школьными учителями, потому что они ведут реальные научные исследования, знают все о последних достижениях в своей области" . Третья стратегия предполагает создание модульной образовательной программы, реализуемой на разных площадках (школа, вуз, партнерские организации). С правовой точки зрения это является сетевой образовательной программой, участниками которой выступают школы, вуз, партнерские организации. Риски этой стратегии заключаются в необходимости выстраивания жесткой самодисциплины и возможных затруднениях у учащегося при переходе от пассивной модели обучения к активной. По общему мнению, назначение старшей школы – способствовать самоопределению учащегося (выбору «жизненного пути» и пути дальнейшего профессионального образования) и обеспечить подготовку к профессиональному образованию в виде углубленного изучения соответствующего набора предметов. «Продуктом» старшей школы должен стать выпускник, способный получать выбранное им профессиональное образование, поступив в соответствующий вуз. Как видно из таблицы 1 предуниверсарий, как метод организации учебного процесса старшеклассников, имеет целый ряд преимуществ. Поэтому в целевое назначение старшей школы входит не только подготовка учащегося к успешной сдаче ЕГЭ, но и создание предпосылок к его дальнейшему продуктивному и успешному обучению за пределами школы (в вузе). При переходе из школы в вуз должен кардинально измениться тип учения молодого человека – в сторону максимальной самостоятельности учения и его оснащенности рефлексивно-мыслительными средствами и средствами самоорганизации, планирования, контроля. Совершенно ясно, что освоение таких средств и наращивание соответствующих личных качеств не может произойти одномоментно и требует времени. Одним из наиболее известных и хорошо организованных на сегодняшний день можно назвать Предуниверсарий НИУ ВШЭ, который не является образовательным учреждением или структурой, подчиненной образовательной организации. С правовой точки зрения это - сетевая образовательная программа, участниками которой выступают школы, вуз, а НИУ ВШЭ является координатором и интегратором сетевой программы. Для реализации Предуниверсария были выбраны школы повышенного уровня, где ученики показывают высокие образовательные результаты, вплоть до побед на олимпиадах всероссийского и международного уровней. Учащиеся этой группы школ высокомотивированы, зрелы психологически и ориентированы на поступление в университет, а педагогический коллектив заинтересован в конструктивных преобразованиях для сохранения устойчиво высоких позиций и предложения еще больших возможностей для своих учеников. Чтобы поступить в предуниверсарий, необходимо успешно сдать вступительные испытания. Большинство российских вузов предоставляет возможность бесплатного обучения в рамках данной образовательной программы. Вместе с тем, никаких льгот такое обучение в конкурсе при поступлении не дает. Элементы предуниверсария в течение нескольких лет реализуются в ШИОД. Первоначально это были занятия в университете, уроки от вузовских преподавателей, что не оправдало себя, деятельность клуба «Персона», участие в вузовских мероприятиях. В настоящее время эта программа реализуется в виде:
Для эффективного развития программы предуниверсария в ШИОД необходимо обратить внимание на возрождение деятельности клуба «Персона», организация мастер-классов от лучших преподавателей ВГУЭС, включении учащихся ШИОД в вузовский процесс посредством экскурсий, совместных мероприятий, соревнований, конкурсов. Обязательно требуется создание собственной модели для малого количества классов, для школы с малым бюджетом, исходя из имеющихся ресурсов, а также, специальный набор в классы предуниверсария на конкурсной основе. Данная программа требует более плотного включения в олимпиадное движение, в исследовательскую деятельность с вузовскими преподавателями, прослушивания лекций вузовских преподавателей в сети, организации плановых лекций вузовских преподавателей по актуальным темам. В результате, учащиеся получают:
Предуниверсарий для старшеклассников дает возможность лучше подготовиться к единому государственному экзамену и поступлению в российские вузы. Предуниверсарий предполагает плавное погружение в университетскую жизнь и адаптацию к обучению в университете. Использованные источники:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены