РАЗРАБОТКИ
|
Романтизм в творчестве В.Г.Короленко«Человек рождён для счастья, как птица для полёта» «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Так Короленко утверждает свое понимание счастья. Короленко - реалист, которого всегда привлекал романтизм в жизни, размышляющий о судьбах романтического, высокого в суровой, совсем не романтической действительности. У него много героев, чей духовный накал, самосжигающая беззаветность приподнимают их над тупой, сонной действительностью, служат напоминанием о "высшей красоте человеческого духа". Он был одержим гуманистической, романтически красивой мечтой о вольном, как птица, человеке, о людском равенстве и счастье, и в то же время он каждодневно делал неисчислимо много для реальной защиты отдельной личности, попавшей в беду или несправедливо гонимой, для блага своего народа. Литературная работа Короленко посвящена изображению социальной группы и личности на рубеже истории, в самый трудный период перехода от неподвижности и стагнации к движению и борьбе. Писатель считал, что «открытие ценности личности на основе ценности коллектива» является главной задачей нового искусства. Чтобы решить эту проблему, старых традиций реалистического искусства уже недостаточно. Таким образом, не только в произведениях искусства, но и в литературно-критических статьях, письмах и дневниках, он постоянно думает о новых способах отражения действительности, о необходимости «героического искусства.» Говоря принципиально против натурализма и декаданса, Короленко аргументировал идею особой роли искусства своим романтическим устремлением на будущее. Вопрос этот о творческом методе Короленко дискуссионный. Некоторые ученые считают, что его работы написаны методом критического реализма, но с несомненными романтическими тенденциями, другие придерживаются мнения, что вес творчества Короленко в основном романтичен, хотя писатель учитывал достижения реализма. Положительный герой Короленко - протестующая личность, мятежный бунтарь или революционер - выступает в его художественной прозе одновременно в реалистическом и романтическом освещении и раскрытии. Романтическая стилистика характерна, например, для рассказа "Мгновение", стихотворения в прозе "Огоньки" . Такой романтизм был особенностью Серебряного века. Он «сливался » с реализмом. В рассказах, стихотворениях в прозе («Мгновение», «Река играет», «Огоньки», «Тени») Короленко пишет о людях, проявляющих недюжинные силы, людях, которые не пасуют перед опасностью, их безумие лучше презренного смирения перед жизнью. На мой взгляд, романтизм, как литературное направление, является практически отражением «русской души». Поэтому некоторые признаки романтизма в смешении с различными другими стилями можно найти в произведениях русских писателей и поэтов еще задолго до развития этого явления в западноевропейских странах. Бунт, героизм и безудержное, а порой и безрассудное, стремление к свободе — на этих «трех китах» строились почти все величайшие произведения русских авторов. Короленко был тем художником, кто одним из первых стал писать о «босяках», «людях дна». Отщепенцы общества, бродяги и босяки, воры и нищие, странники и озорники становятся героями его произведений: «Соколинец», «Федор Бесприютный», «Черкес», «В дурном обществе», «Птицы небесные». Этих босяков отличает непокорство, свободолюбие, надежды. 1880г. – рассказ «Яшка». «Яшкой» Короленко начинал одну из центральных тем своего творчества: тему свободолюбия и протеста. Однако наиболее значительным из рассказов, появившихся в печати до амгинской ссылки, следует признать "Яшку". Основной персонаж этого рассказа -- крестьянин, заключенный в тюремную камеру для умалишенных за то, что он открыто протестовал против полицейского произвола и обличал "неправедных" начальников. В его протесте писатель видит "смесь мифологии и реализма". Яшка верит в отвлеченную идею добра, в несуществующий "прав-закон", который якобы уже установлен, но скрыт от народа "беззаконниками", в то же время его протест направлен против кабалы и рабства, действительно существующих в жизни,- и в этом смысле он трезвый реалист. Для Короленко важна именно эта сторона характера Яшки - его непримиримое, не знающее компромиссов возмущение против реальных условий жизни. В не вошедшем в текст рассказа обращении к читателю Короленко следующим образом объяснял общественный смысл протеста Яшки: "Яшка, сказать правду, немножко смешон, несмотря на весь трагизм своего положения. Но знаете ли вы, откуда Яшка пришел, видели ли вы его в нормальных условиях, знаете ли вы среду и условия, его породившие, думаете ли вы, что все Яшки помешены уже в каморки, что жизнь не выведет их легионы из среды, мирно поившей телят. Конечно, если вы во всем этом уверены, то ответ ясен: погибнет Яшка безвестною смертию, и жизнь пройдет над его костьми... Но если бы... если бы количественно вопрос решился в пользу Яшки? Представьте, что, как грибы после дождика, пойдут из почвы Яшки за Яшками, все такие же неуклонные, непримиримые, всеотрицающие, и громко постучат в двери общественной жизни. Ведь тогда дело компромиссов, быть может, и плодотворных и неуклонно прогрессивных, может взлететь на воздух, не дойдя и до одной десятой естественного пути своего. Тогда жизнь будет за Яшками, а дело компромиссов проиграет перед неумолимым судом истории". В этих словах, напоминающих по стилю щедринскую прозу, особо подчеркивается стихийная сила Яшкиного протеста, в котором Короленко видел проявление все нарастающего народного негодования. "Яшкой" Короленко начинал одну из центральных тем своего творчества: тему свободолюбия и протеста. Пафос творчества В. Г. Короленко — в утверждении личности. Человек и его счастье всегда в центре художественного внимания писателя-гуманиста, поэта человека и человечности. Он искал социальную правду и справедливость в глубинах народной жизни и народной души. Всем своим творчеством В. Г. Короленко убеждает читателя в признании добра, истины, правды, красоты, справедливости как закона, как некой необходимости, отражаемой в душе человека. Он влиял правдой ума и силой чувств, выступал за свободу личности, за достоинство человека, за осознание каждым своего высокого звания человека, что делает его носителем высокой нравственной силы. Достоинство выпрямляет человека, ведет от мрака к свету. Образ Короленко, его литературные произведения, яркая и острая публицистика, пламенная общественная деятельность будят совесть и веру в право и правосудие, в свободу и справедливость новых поколений россиян, переживших эксперименты большевизма и вступивших в новый этап общественного прогресса. До достижения идеалов права, правды, свободы и справедливости пока еще далеко. Огоньки так близки и все так же далеки. Но все-таки... все-таки впереди — огни! И сегодня злободневно звучат слова В. Г. Короленко: «Сколько бы ни предстояло еще потрясений и испытаний нашей родине на пути ее тяжкого обновления и какие бы пути ни вели к этой цели — все-таки окончательный выход из смирения лежит в той стороне, где светит законность и право для всех равное...» Одна из главных тем художественного творчества Короленко - путь к "настоящему народу". Раздумья о народе, поиски ответа на загадку русского народа, так много определившие в человеческой и писательской судьбе Короленко, тесно связаны с вопросом, который проходит через многие его произведения. "Для чего, в сущности, создан человек?" - так поставлен вопрос в рассказе "Парадокс". "Человек рожден для счастья, как птица для полета", - отвечает в этом рассказе существо, исковерканное судьбой. Как бы ни была враждебна жизнь, "все-таки впереди - огни!" - писал Короленко в стихотворении в прозе "Огоньки" (1900). Но оптимизм Короленко не бездумный, не закрывающий глаза на реальность. "Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него". Так Короленко утверждает свое понимание счастья. Автор: ССЫЛКИ:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены