РАЗРАБОТКИ
|
Работа над полифонией в детской музыкальной школеВ исполнительском искусстве любого музыканта полифония – самый сложный вид работы. Специфика переходов темы в разные голоса и ее развитие являются камнем преткновения и для маститых концертантов, и для начинающих, и для всех, кто занимается музыкой. По исполнению полифонии судят об уровне музыканта, и бытует мнение, что если он хорошо владеет ею, то сыграет все. Для учащихся музыкальной школы полифония является проблемой, которую надо решать постоянно, будь они в первом классе, в пятом или выпускном. Необходимость прослушивать голосоведение предполагает подбор таких произведений, где трудности преодолеваются поступательно и за счет зарождения интереса к полифонии. Что можно предложить ученику в конце первого класса? Это может быть: русская народная песня «Ах, да ты, калинушка» в двухголосном изложении, а также «Ах ты, степь широкая» – в трехголосном изложении Интонации этих песен близки по духу и вызывают ассоциации с другими русскими народными песнями. В первом случае тема переходит из правой руки в другую, что непривычно для начинающих, т.к. они в основном сталкивались с мелодией и аккомпанементом. Если ребенку 7-8 лет, то можно ввести такое понятие как подголосок, объяснив, что функции подголоска и аккомпанемента разные. Фактура песни «Ах ты, степь широкая» сложнее по ритму и является трехголосной. Наличие тридцать вторых нот требует отдельного рассмотрения. Мелодия играется правой рукой, но в двухголосном изложении, что, конечно, составляет трудность для ученика, т.к. двойные ноты исполняются синхронно. Сложности добавляет и меняющийся в каждом такте размер. С этим ребенок вряд ли сталкивался раньше, и нужно уделить некоторое время, чтобы он хорошо осмыслил каждый такт. Эффективным способом можно считать исполнение преподавателем этой песни и одновременное дирижирование учеником. На уроках сольфеджио дети уже освоили дирижирование и его использование при смене размера дает хороший результат. Во втором классе можно предложить украинскую народную песню «Ой, джигуне, джигуне» в известной обработке И. Берковича Тема из партии правой руки переходит в партию левой (с 6-го такта), а правая в это время играет диссонирующие интервалы. Эта пьеса является хорошей подготовкой к более сложному материалу в третьем классе. Например, в русской народной песне «Как к березе дуб прислонился» тема тоже переходит в партию левой руки. Есть много вариантов этой песни, но в третьем классе музыкальной школы, по нашему мнению, желательно брать текст в обработке К. Любарского. Она двухголосная, с минимальным добавлением еще одного голоса в некоторых тактах, но в ней большее разнообразие штрихов, нежели в предыдущем примере, и целесообразно сначала разбирать «Ой джигуне, джигуне», а затем «Как к березе дуб прислонился». Это произведение более сложное, чем предыдущее, так как в партии правой руки есть подголоски, причем синкопированные, и их надо исполнять грамотно, с пониманием того, что делаешь. Нельзя не сказать, каким образом можно помочь ученику выделять тему в партии левой руки: чтобы она звучала ярко, надо стараться играть ее не фортиссимо, а переносить вес аппарата в большей степени на левую руку. Важно, чтобы ребенок почувствовал эту разницу между руками. Конечно, это непросто, но, если контролировать себя постоянно, то количество перейдет в качество. Отдельное место в учебном материале ученика 3 класса занимает маленькая трехголосная прелюдия И.С. Баха соль минор. И.С. Бах написал «Маленькую трехголосную прелюдию» для средней части менуэта Г. Штёльцеля, и она имеет второе название «Трио». Трехголосная полифония, разумеется, сложнее, чем двухголосная, и здесь важно не только проведение голосов, но и их динамическое развитие. Разными тембрами голоса исполнял только один человек – выдающийся канадский пианист Глен Гульд, но стремиться разделять голоса динамически нужно на всех этапах обучения. В этом произведении редактором указаны подробные динамические оттенки для каждого голоса, что придает прелюдии не только необыкновенное звучание, но и одновременно усложняет задачу исполнителю. Такое средство выразительности подробно представлено в редакции Н. Кувшинникова. Крепкий ученик ДМШ может это сделать, если посвятить данной теме отдельный урок. Придется назначать дополнительные занятия, так как сложная проблематика требует особых усилий. Важно донести до ученик, что партия левой руки – не аккомпанемент, а равноценный голос, причем, нужно добиваться ровности его проведения, одновременно прослушивая два голоса в правой руке. Для качественного разделения голосов преподавателю придется определять аппликатуру индивидуально для каждого ребенка, учитывая специфические особенности его аппарата. Широкие интервалы при движении голоса сопрано при задержке нот в среднем голосе составляют трудность в исполнении партии правой руки. Для преодоления этого руки ученика должны быть совершенно свободны. Полифония – это не только развитие представленных голосов, но и присутствие гармонических моментов, состоящих из интервалов и аккордов. Дать почувствовать красоту этих моментов – одна из задач и менуэта и маленькой прелюдии. Слово «менуэт» означает «шаг за шагом», и, действительно, во всем произведении ощущается мерность движения восьмых нот. До конца пьесы Г. Штёльцеля необходимо строго выдерживать заданный темп, следуя этой характерной особенности старинного танца. Скачки в партии правой руки требуют отдельной работы. Если ребенка научить осмысленно относиться к музыкальной ткани старинной музыки, то занятия полифонией не покажутся ему напрасной тратой времени. Красота мелодии менуэта поможет ему научиться правильно интонировать фразы, подчиняющиеся законам музыкального развития. Важно добиваться однородности звука, не привнося собственные динамические оттенки и не дробя фразу на маленькие мотивчики. Эмоции в рамках стиля – это цели и задачи, для достижения которых тратится много времени и усилий преподавателя и ученика. Важно отдельно остановиться на каждом встречающемся при сближении голосов интервале, разделяя их динамически. В законченном виде «Менуэт-трио» является композицией, которую можно с успехом исполнять на конкурсах и концертах. Два композитора эпохи барокко дополнили друг друга и привнесли в этот стиль интересный момент, пробуждающий желание познакомиться с их творчеством. Барокко переводится как «причудливый», но причудливый – вовсе не лишенный содержания и красоты. В инвенциях И.С. Баха ученик знакомится со сложнейшим музыкальным материалом – контрапунктом. Под контрапунктом понимается сочетание голосов, в котором каждому звуку основного голоса соответствует ритмически совпадающие звуки в других голосах. Например, в двухголосной инвенции Баха ля-минор, отрывок из которой приведен ниже, голоса образуют диссонирующие интервалы, что вызывает неподдельный интерес учащихся, которые сталкиваются, в основном, с гармоническими интервалами в полифонии. Этот феномен отражен в третьем и четвертом тактах приведенного выше отрывка инвенции. Двухголосная инвенция ля минор трудна тем, что тема и ее имитация постоянно проходят в партиях обеих рук. В 8-м такте, по определению Ф. Бузони, первые две восьмые ноты нужно играть ярче, т.к. благодаря этому выявляется имитационная составляющая. Много времени занимает разучивание партии левой руки, где аппликатура должна быть выучена идеально. Пятнадцатый такт замечателен тем, что в этой инвенции мы встречаемся с редчайшим случаем в фактуре любого произведения – с разными знаками для звука «ля» в рамках одного такта, причем без соблюдения правил о единстве знаков. Головоломная аппликатура вызывает только одну мысль: поистине, если усвоишь полифонию Баха – сыграешь все. Вспоминаются слова музыковеда М. Казинника о том, что даже современный рок вышел из музыки Баха. Мысль парадоксальная, но когда работаешь над этой инвенцией, голоса которой образуют секунды, эта уже не кажется из ряда вон выходящим. Еще более ярко эта черта передается в прелюдии до минор И. С Баха, «Хорошо темперированный клавир, т. I». В спецшколах учат прелюдию и фугетту Баха ми минор. Это произведение можно включать в программу для поступающих в музыкальный колледж. Эта прелюдия – виртуозная, весь текст ее двухголосный, но с трехголосной серединой. Технически – это сложное произведение, т.к., в партиях обеих рук постоянно присутствуют скачки, и их нужно исполнять на легато. При всем разнообразии оттенков в этой пьесе нельзя допускать искажения стиля произвольной трактовкой исполнителя. Синкопы – излюбленный прием этого композитора, встречающиеся в маленьких прелюдиях, в инвенциях и в ХТК. Для ученика они всегда представляют значительную трудность, особенно в части проведения голосов, если темы начинаются с синкоп. В 6, 12, 13, 18 тактах этой прелюдии прослеживается импровизационное изложение музыкального материала, которое вызывает затруднение не только в техническом отношении, но и в содержательной части произведения. Можно рекомендовать послушать органные сочинения Баха, где часто встречаются моменты импровизации. В средней части прелюдии присутствует трехголосная фактура, которая требует усиленной работы над разделением голосов. Вторая часть этого произведения – фугетта, предваряет знакомство с фугами из «Хорошо темперированного клавира». Она весьма объемна – 5 страниц, и как бы служит мостиком между инвенциями и фундаментальными полифоническими произведениями этого композитора. Работа над простейшей полифонией начинается с первого класса, затем продолжается в средних и старших классах ДМШ. Она входит во все программы обучения игре на фортепиано, и надо приложить максимум усилий для того, чтобы ученики не только понимали, но и любили ее.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены