РАЗРАБОТКИ
|
Развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности«Творчество – это способность удивляться и познавать, (Опыт работы учителя ИЗО и технологии Борзых Е.Л.) Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют. Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Основа развития одарённости – потенциал, заложенный в каждом ребёнке и развивающийся по мере его взросления. Развивать творческие способности? Что это значит?
Для формирования основ творческой деятельности стараюсь развивать у учащихся интерес к познанию и интерес к изобразительной деятельности. Опыт показал, что дети в основном любят рисовать, так как это доставляет им эмоциональное удовольствие, способствует самовыражению. Я стараюсь сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, если ее нет, то пробудить этот интерес. Для этого сочетаю индивидуальную и коллективную работу, как классную, так и внеклассную. Важным условием развития художественных и творческих способностей учащихся является индивидуальный подход. Здесь можно выделить два направления: предупреждение и устранение пробелов в навыках изобразительного творчества и формирование индивидуального стиля учащегося, раскрытие его личных способностей, интересов. Поэтому для этих групп я применяю разные задания. Для первых предлагаю опережающие задания, более сложные композиции, требующие проявления индивидуальности, фантазии. Для вторых заостряю внимание на тщательности выполнения отдельных элементов, предлагаю упражнения на выполнении элементов. Для тех же, кто с трудом справляется с простыми заданиями, предлагаю таблицы, схемы пошагового выполнения рисунка, карточки- задания. Например: Задание по теме «Праздничный народный костюм», 5 класс будут выглядеть так:
Достаточно широкое применение для диагностики творческих способностей воспитанников получил тест Э. Торенса. Предлагаемые тесты можно разделить на две большие группы: изобразительные и вербальные. Учитывая специфику возраста, я попыталась предать тестам-заданиям по возможности игровую форму. Изобразительная группа тестов начинается с серии заданий "Чудесная линия" Время исполнения заданий – 10 минут: 1. Тест-игра "Закорючка" Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов. 2. Тест-задание "Что попало в сеть?" Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный тест-задание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагирует на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на слуховые ощущения. Возможна стандартизация этого теста. Как вариант предлагается «сеточка», заданная педагогом, что позволяет более объективно относиться к полученным результатам. 3. Тест-игра "Геометрический человек" Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой. Следующую серию заданий я объединила названием "Волшебная клякса" Тесты этой серии восходят к классическим чернильным пятнам Роршаха. Они рассчитаны на выявление уровня развития воображения. 1. Тест-задание "Дорисуй" Ребёнок должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации нескольких клякс определённый образ и дорисовать его, сделав более выразительным, узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если детям одной возрастной группы предъявляются одинаковые кляксы. Возможен как чёрно-белый вариант этого теста, так и цветной. Оценка результата этого теста аналогична первому тесту в серии «Чудесная линия». 2. Тест "Игра в прятки" В предлагаемом воспитанникам чёрном или цветном пятне они должны увидеть «спрятанный там конкретно заданный образ». Пятно можно поворачивать. При дорисовке используется минимум средств. Оценивается оригинальность и выразительность решения. Следующая группа заданий – «Отпечатки» является наиболее показательной при Бесконечное разнообразие цвета и фактуры отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Субъективность качественной оценки полученных результатов – наибольшая. 1. Тест-задание "Отыщи картинку" Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: легкость и беглость, гибкость, оригинальность. 2. Тест-игра "Маэстро" Задание является вариантом предыдущего теста. Детям предлагается поиграть в великих художников – стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. Задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления ребёнка. Интерпретация результатов может быть аналогичной предыдущим тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги), ранжирование и т.д. Каждый педагог может найти удобную для себя систему обработки тестов, являющейся достаточно убедительной и наглядной для других, ведь всё, чем занимается ребёнок в детстве, он делает творчески: двигается ли, общается, играет, исследует мир… Но не всегда сам процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки – уникальный способ понять, как ребёнок видит мир. А главное – они помогут сохранить материальные свидетельства того, как развивались его навыки и творческие устремления. Тест "Определение уровня воображения" Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
Итак, подсчитайте очки.
Упражнения (тесты) на развитие воображения. Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося. Упражнение №1 Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь. Упражнение №2 Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями. Упражнение №3 Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать. Упражнение №4 Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать. 1. Упражнения на нахождение изображения в пятнах. а) Гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен ребята отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем. б) На чистый лист наносят рисунок кистью, смоченный чистой водой, на воду посыпают марганцовку. Вступая в реакцию, марганец травит бумагу – получается изображение в тоне, отличающееся интересной текстурой. в) Работа по мокрому листу тушью. Растекающаяся тушь дает интересные заплывы, фактуру. Можно создавать заданный образ или найти образ в получившихся пятнах и дописать его. г) Упражнение с ниткой, обмазанной краской. Нить произвольно набрасывается на лист бумаги, и один конец спускается вниз. Сверху накладывается другой лист. Прижимается рукой, затем нить вытягивают – получается динамически размазанное пятно. В полученном изображении находят образы и дописывают по воображению. д) На стекло или полиэтиленовую пленку наносят произвольно световые пятна, затем делают оттиск на чистый лист, полученный образ дописывают по воображению. Упражнение №5 Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину. Упражнение №6 Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки. Упражнение №7 На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их. Упражнение №8 Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке. Выполняя простые упражнения, ученик приобретает способность к творческому воображению, у него появляется способность относиться к жизни, природе, другому человеку, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий художник. Опыт показал, что разные у ребят и тематические интересы: одни наиболее полно раскрывают себя в тематических заданиях, другие – в декоративной работе, третьи – в работе с натуры. Кто-то любит больше рисовать красками, кто-то карандашом. Сейчас интерес у ребят вызывают и творческие работы с использованием компьютера. Наряду с творческой работой в классе, изобразительная деятельность имеет широкие перспективы и в общественной жизни школы. Выставки, участие в различных конкурсах – от школьных до международных, поднимает самооценку ребенка, позволяет ему осознать себя частью общества, вовлекает в обсуждение и решении путем рисунков важных проблем развития общества, страны и человечества. Традиционно проводим выставки работ в школе: «Навеки в памяти людской», «Космическая фантазия», «Милая, нежная, добрая», «Весенняя палитра». Свои творческие способности ребята могут реализовать на уроках изобразительного искусства и технологии при выполнении творческого проекта. Традиционно в районе и области проходят конкурсы творческих работ детей с ограниченными возможностями «Мир вокруг нас». В нашей школе 3 ученика и для них это очень хороший стимул. Таланты раскрываются в упорном труде. В конце учебного года на выставке детского творчества ученики демонстрируют свои изделия, выполненные на кружках: «Народные промыслы», Ребята приобрели ценный опыт в школьном кукольном кружке «Дебют», руководитель Автономова А.А., где не только были в роли актёров, а на кружке создавали декорации, изготовлении кукол, реквизита, костюмов. По мнению психологов, лишь 10% одаренности мы наследуем от родственников, около 40% зависит от обстоятельств, в которых одаренность получает возможность развиться, а остальные 50% — вопрос работы и усилий, которые нужно приложить, чтобы развить свои способности. Подлинное творчество – это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности. Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены