РАЗРАБОТКИ
|
Использование музыки на уроках физической культуры в старших классахВ настоящее время наблюдается снижение уровня мотивации обучающихся старшего звена к обучению физической культуре. С одной стороны, это обусловлено возрастающим объемом учебной нагрузки, подготовкой к единым государственным экзаменам, фокусировкой на процессе профессионального самоопределения. Занятия физической культурой вследствие вышеперечисленных причин отходят на второй план у тех обучающихся, кто не планирует связывать свое будущее со спортом и педагогической работой в области спортивной деятельности. С другой стороны, старшеклассники могут терять интерес к занятиям физкультурой, если они проходят однообразно, по давно известным обучающимся правилам и канонам. В данном случае, у учителя есть возможность стимулировать вовлечение обучающихся в занятия посредством использования музыки. Т.В. Заусайлова, И.А. Извекова, А.Н. Петухов в своей статье «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании» отсутствие интереса или нежелание по каким-то объективным или субъективным причинам посещать урок физической культуры мальчиками и девочками объясняют несколькими причинами: сдача нормативов, сложные упражнения, строгий учитель, однообразие [2]. И поэтому перед каждым учителем стоит задача сформировать положительную устойчивую мотивацию к физической культуре. Мы предлагаем использование музыки как дидактическое средство потому, что с давних времен известно благотворное влияние музыки на человека: его физическое и психическое состояние. Музыку использовали в лечебных целях, в обучении, в целях повышения настроения человека и его общего психоэмоционального статуса. Музыка обладает широким спектром воздействия, что было известно человечеству с глубокой древности и научно доказано исследованиями отечественных и зарубежных учёных. Крупнейшему ученому Древнего Востока Аль - Хорезми (783-850 гг.) принадлежит такое высказывание: «На моей родине с давних времен в лечении с успехом применяются слова, лекарства, нож, а также музыку. Я предпочитаю последнюю, так как музыка в руках хороших специалистов более эффективна и менее вредна». Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека [1]Было доказано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра, выработку тех или иных гормонов. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения [5] Смирнова Ю.В. и Сайкина Е.Г. отмечают, что педагог должен учитывать и опираться, прежде всего, на физиологические реакции организма занимающихся. В теории и методике физической культуры разработаны и чётко указаны для каждого возрастного контингента занимающихся, вида двигательной активности и т.д. нагрузки и физиологические реакции. Вместе с тем, в музыкотерапии есть также данные по физиологическим реакциям органов и систем человека на ту или иную музыку. Однако каждая из этих областей научного знания рассматривает воздействие физических упражнений и музыки соответственно, отдельно друг от друга[4]. Так как в процессе физкультурных занятий эти два средства используются одновременно, необходимо учитывать усиление их влияния на человека. Каким образом можно внедрить музыку в занятия по физической культуре? Есть несколько различных вариантов: 1. Музыкальное сопровождение в процессе разминки. Так как предлагаемая мера касается старшеклассников, можно дать задание самим найти подходящие для данной цели музыкальные отрывки. Лучше всего подойдет ритмичная инструментальная музыка. Если учитель испытывает сомнения относительно «пригодности» музыкального контента, можно установить рамки, ограничения, заранее оговорив условия подбора тех или иных музыкальных произведений. 2. Использование музыки во время спортивных игр, таких, как волейбол, баскетбол, пионербол и др. Музыка поднимает командный дух игроков, задает общий темп и настроение во время игры. Естественно в данном случае также следует ограничивать выбор музыкального контекста адекватностью поставленной задачи – музыка является фоном игры, а не наоборот, она не должна отвлекать, а призвана создавать необходимый настрой в игре. 3. Также, в командных играх можно предложить каждой команде предложить выбрать свой музыкальный отрывок, который будет звучать во время их успешных моментов, а также во время объявления итоговой победы будет звучать музыка выигравшей команды. 4. Если в школе есть возможность проводить занятия аэробикой и аквааэробикой, музыка прекрасно дополнит данные занятия. Музыкальное сопровождение в этом случае будет похоже на то, что используется во время занятий художественной гимнастикой и создаст общую эстетическую атмосферу. 5. После напряженных тренировок, требующих больших физических и психоэмоциональных нагрузок, уместно проведение релаксационных упражнений, по типу «шавасаны» в практике йоги. Для подобных случаев подойдет легкая медитативная музыка, расслабляющая и настраивающая на мирный лад. Такие музыкальные релаксации дают возможность обучающимся восстановить свои ресурсы, гармонизировать состояние. По нашему мнению, включение музыки в процесс занятий физической культурой фактически не имеет ограничений. Некоторые педагоги отмечают ситуации, в которых не стоит применять музыкальное сопровождение. Не следует применять музыкальное сопровождение при сдаче рапорта, сообщения задач урока и объяснении нового материала. Тем более недопустимо использование ее при изучении и закреплении новых двигательных действий, проведении игр и соревнований, так как во всех перечисленных случаях от учеников требуется максимум внимания, а музыка как мощный дополнительный раздражитель мешает активному восприятию информации, замедляет ответные реакции организма. В результате снижается качество работы, повышается угроза травматизма[3]. Тем не менее, мы считаем, что трудно представить, что современные подростки и юношество негативно воспримут звуки музыки во время выполнения различных видов физической активности. Можно предположить некоторые трудности в процессе организации занятий. Учитель должен располагать соответствующей техникой для музыкального сопровождения, то есть спортивный зал, бассейн или открытая пришкольная спортивная площадка должна быть оборудована музыкальным центром с колонками необходимой мощности. Также педагогу должен быть доступен музыкальный контент, соответствующий целям и задачам занятия. Организация подобных занятий требует от педагога дополнительно времени, переговоров с администрацией в случае необходимости дооснащения учебных помещений. Также педагогу придется внести изменение в свое урочное планирование с учетом включения музыки в процесс занятия. Тем не менее, мы уверены, что подобные усилия будут оправданы повышением мотивации обучающихся старших классов к обучению физической культуры. Подытоживая вышесказанное, сделаем следующие выводы:
Литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены