РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательной активности младших школьников

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. И это не только введение нового законодательства и стандартов третьего поколения. Важнейшей составляющей педагогического процесса стало личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, направленное, прежде всего, на формирование учебной деятельности, в том числе младших школьников.

В основе учебной деятельности лежат познавательные потребности, мотивы и интересы. Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации приводит к улучшению результативности учебной деятельности. Именно с познавательной мотивацией, в частности с познавательными интересами, связывают продуктивную творческую активность личности в процессе обучения.

Игровые упражнения по развитию познавательной активности

На уроках и во внеурочной деятельности можно использовать следующие формы работы и игровые приемы, а также упражнения.

«Продолжи узор».

Направлено на развитие наглядно-образного мышления.

Состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси, если упражнение вызывает затруднения на первом этапе, то можно использовать зеркало. После того, как подобные задания не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых изображений.

«Путаница».

Обучение звуковому облику слова.

Послушай внимательно стихотворение:

Кто на дереве сидит? Кит

В океане кто плывет? Кот

В огороде что растет? Рак

Под водою кто живет? Мак

Перепутались слова
Я командую раз-два
И приказываю вам
Всех расставить по местам.

Вопросы:

  • Какие слова перепутались?
  • Почему?
  • Чем эти слова похожи друг на друга?
  • Чем отличаются?

Вывод: подвести обучающихся к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Игра «Маленький жук».

Выработка навыков ориентирования в пространстве, отработка понятий право, лево, верх, низ, увеличение объема внимания

Объяснение: Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может ползти вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать и водить пальцем по полю нельзя. Внимание, начали.
Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук.
Если ребенку трудно, можно изготовить жука и передвигать его по полю. Главное – научить ребенка мысленно ориентироваться в клеточном поле.

«Свяжи слова».

Упражнение на развитие смысловой памяти.

Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Педагог зачитывает пару слов, а ребенок запоминает второе слово пары, стараясь установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары (интервал 5 секунд).

После прочтения всех пар, через 10 минут, педагог зачитывает левые слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда.

СЛИВА-ЛАМПА

СИНИЦА-СЕСТРА

ЛЕЙКА-ТРАМВАЙ

МУХОМОР-ДИВАН

БОТИНКИ-САМОВАР

ГРАФИН-БРАТ

ЖУК-КРЕСЛО

ГРЕБЕНЬ-ЗЕМЛЯ

КОМПАС-КЛЕЙ

КИТ-СИГАРЕТА

СПИЧКИ-ОВЦА

ТЕРКА-МОРЕ

ШЛЯПА-ПЧЕЛА

РЫБА-ПОЖАР

«Склеенное предложение».

Формировать умение делать звуко-буквенный анализ.

А) Отдели слова друг от друга вертикальной чертой, пример: шар/корзина

Б О Т И Н К И Б И Н О К Л Ь Е Д А О Б Е З Ь Я Н К А

б) Отдели слова в предложении и предложения друг от друга.

Б Ы Л А З И М А М О Р О З Щ И П А Л Щ Е К И П О Т О М С Т А Л О Т Е П Л О В Ы П А Л О М Н О Г О С Н Е Г А А Д Е Т И С Л Е П И Л И С Н Е Г У Р О Ч К У О Т С Н Е Г А Р У К И О З Я Б Л И З А Т О С Н Е Г У Р О Ч К А В Ы Ш Л А Х О Р О Ш А

Игра «Что нового»

Направлено на развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. Пока один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. По мере усложнения рисунка искать новые детали становится труднее и интереснее.

Игра «Пуговицы»

Играют по двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц (наборы у обоих игроков абсолютно одинаковые, внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется). От количества пуговиц в наборе зависит уровень сложности: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять три пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем больше клеток в квадрате, тем сложнее игра. Для начала берется игровое поле две на две клетки.

Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц и запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает свое игровое поле листком бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Время запоминания — 30 секунд.

Игра «Маленький учитель»

Эта игра особенно нравится тем, кто учится в младших классах. В этом возрасте дети легко отождествляют себя с учителем и с удовольствием играют «в школу», где в качестве педагога выступает сам ученик. Ученики получают карточки с текстом, в котором допущены ошибки. Пусть «учитель» проверит текст на карточке и исправит ошибки.

Примеры текстов с ошибками:

Задание №1

  1. Дети поют хором песня.
  2. На дубе растут яблоки.
  3. Бабушка вяжет носк.
  4. Игорь пьет ск.
  5. Воробьи сидят на ветках старой берез.
  6. Завтра я ходил в библиотеку.
  7. Книги, тетради, блоноты лежали на столе.
  8. Мальчик рисует краками.
  9. Оля моет руки с млом.
  10. У павлина краивый хвос.

Задание №2

  1. Вчера мама сварит малиновое варенье.
  2. Заяц лакомится сладкой морковками.
  3. В чемодане лежит пара роликовых конько.
  4. На столе лежит красная помидор.
  5. Витя будет спать на потолке.
  6. Маша съела много мроженного, и у нее заболело горло.
  7. Петя запускает воздушных змея.
  8. Девочки плетут веночки из-за одуванчиков.
  9. Иринка скачет черз скаклку.
  10. На дереве стучит дятла.

«Графический диктант»

Упражнение на развитие концентрации внимания, пространственной ориентации, умений выполнять последовательные указания взрослого, вычленять и самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм.

На тетрадном листе, отступив четыре клетки сверху и слева, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеточек).

Пример: Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, дальше, до конца строки продолжай самостоятельно.

«Классификация».

Упражнение на умение классифицировать по разным признакам.

В данном упражнении мы предлагаем ребенку самому выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.

В качестве стимульного материала используется набор карточек с изображением различных предметов, животных, птиц и т.д.

Инструкция: «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как бы ты это сделал, как можно это сделать?» Необходимо, чтобы ребенок нашел как можно больше оснований.

«Игра в слова».

А) Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья, цветы и т.д.

Б) Я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, чего этот предмет может делать.

Метель – метет, а гром - ? Ветер - ? Снег- ? Дождь - ? Солнце - ?

При каждом ответе дополнительно: А что еще? Пусть ребенок подберет как можно больше слов.

В) Можно повторить игру наоборот – Кто летает? Кто плавает? А кто ловит мышей?

Игра «Говори наоборот»

Игра способствует развитию умения выделять противоположности.

Ученику предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».

Можно предложить следующие пары слов: большой-маленький, толстый-тонкий, черный-белый, старый-новый, горячий-холодный, пустой-полный, легкий-тяжелый, чистый-грязный, ученик-учитель, больной-доктор, ребёнок-взрослый, лед-вода, силач-слабак, артист-зритель, ходить-стоять, смеяться-плакать и т.д.

Игра «Ассоциации»

Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению.

Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.

Вывод: Подводя итог всему изложенному выше, необходимо подчеркнуть что используемые мною приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и формирование у них мотивов учения. Добиться хороших результатов в нашей работе можно только тогда, когда не перестаёшь любить детей, а для этого учитель должен самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные методики обучения.

Рекомендации теоретического характера:

  1. В процессе обучения важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах – любознательность; в старших классах – потребность в творческой деятельности.
  2. Важное значение имеет эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявлений творчества учащихся в учении; одобрение с подчеркиванием реального продвижения, личностного роста; поощрение познавательной активности, интереса к отдельным предметам и учению в целом.
  3. Необходимо создавать благоприятный психологический климат в классе на основе взаимопонимания, взаимоуважения, доброжелательности как условие для успешного усвоения материала.
  4. Нужно создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации.
  5. Создавать на уроке ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию познавательной активности, развивать их интересы, возможности и способности.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены