РАЗРАБОТКИ
|
Компетентностный подход как средство подготовки выпускников 9 и 11 классов к итоговой аттестации по биологииГончар-Быш Лариса Николаевна Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетентность – это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека. Следовательно, компетентностный подход усиливает прикладной, практический характер всего школьного образования, в том числе и предметного обучения. Ключевая мысль состоит в том, что для обеспечения “отдаленного эффекта” школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления и использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем. Поэтому, основной целью образования становится “выращивание” личностного потенциала ученика, а компетентностный подход рассматривается как фактор повышение качества образования. [1] Переориентация биологического образования на компетентностный подход позволяет акцентировать внимание педагогов на формирование конкурентоспособной, всесторонне развитой личности обучающегося. В последних нормативных документах перед школой, в том числе и перед учителями биологии поставлена задача овладения новыми подходами к оценке образовательных достижений учащихся, в том числе технологией подготовки учащихся к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Задачи, стоящие перед ЕГЭ, требуют изменения контролируемого содержания, которое должно включать знания не только заключительного раздела общей биологии, но и наиболее существенные вопросы, изучаемые в основной школе. Анализ результатов экзамена году показал, что большинство участников ЕГЭ набрали от 30 до 70 баллов. Этот показатель позволяет высказать некоторые общие рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ и дальнейшему совершенствованию методики обучения биологии в школе. При подготовке к ЕГЭ прежде всего следует добиться освоения учащимися основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности, предусмотренных стандартом биологического образования. Важно организовать повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для школьников материала из основной и средней (полной) школы: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы и использовать их для конкретизации биологических теорий (клеточной, эволюции, хромосомной, антропогенеза и др.), а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования. При проведении различных форм контроля целесообразно использовать задания, направленные на выявление умений школьников обосновывать сущность биологических процессов и явлений, единство и эволюцию органического мира, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей. При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся использовать задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы. В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, умения кратко, четко, по существу вопроса излагать устно и письменно свои знания. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания со свободным развернутым ответом способствует составление плана к небольшим текстам учебника, комментирование устных ответов одноклассников, нахождение ошибок в специально подобранных текстах. [5] Контрольно-обобщающий урок по теме: “Эволюция органического мира». Цель: проверить качество усвоения знаний об эволюции органического мира. Форма организации учебной деятельности: самостоятельная работа. Средства обучения: контрольно-измерительные материалы. Ход урока. I. Организационный момент Каждый учащийся получает листы бумаги для выполнения письменных заданий. II. Тематический учет знаний учащихся. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умение работать с текстом. За каждый элемент знаний ученик получает отметку, которая выносится в соответствующую графу «Экрана учета знаний», заранее подготовленного к уроку. 1. Тестирование «Один из четырех»
2. К причинам эволюции относят
3. Процесс сохранения особей с полезными для них признаками в конкретных условиях среды и оставления этими особями потомства называют
4. Сохранение животных с полезными для человека признаками происходит в процессе
5. Популяцию считают единицей эволюции, так как в ней происходит
6. Укажите правильную последовательность эволюции групп растений
7. К результатам эволюции относят
8. Палеонтологическими доказательствами происхождения первых наземных позвоночных от водных животных служат находки
9.Укажите схему, отражающую место пресмыкающихся среди других позвоночных.
10. Находки отпечатков древних растений и животных — свидетельство:
2. «Установи соответствие» 1) утка-кряква - родоначальница домашних уток А) естественный Б) искусственный 2) размножаются те особи, которые успешно конкурируют с другими видами 3) создаваемые сорта растений служат для удовлетворения потребности человека 3. Найди биологические ошибки. Найди ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Эволюция – обратимый процесс исторического развития органического мира. 2. Существуют сравнительно-анатомические, палеонтологические, эмбриональные и биогеографические доказательства эволюции. 3. Рудименты и атавизмы – это биогеографические доказательства эволюции. 4. Палеонтология – наука о современных формах растений и животных. 5. Эмбриология – наука о зародышевом развитии организмов. 4. Письменный ответ. В чем заключаются эволюционные последствия изоляции небольшой популяции. [3] 5. Биологическая задача. В теплице для выращивания растений созданы оптимальные условия жизни. Объясните, будет ли в этом случае происходить борьба за существование. [2] III. Подведение итогов. Учитель собирает листки с выполненными заданиями, проверяет их и выставляет отметки в листок учета. За урок учащиеся получают несколько отметок, а в журнал выставляется итоговая оценка. Итоговая отметка не рассматривается как среднее арифметическое полученных баллов, и она не может быть выставлена, если хотя бы за одно задание ученик получил неудовлетворительную оценку. В этом случае пробел в знаниях должен быть ликвидирован. Библиографический список
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены