РАЗРАБОТКИ
|
Подготовка к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологииВ рамках реализации основных направлений Концепции модернизации российского образования произошло внедрение новых форм аттестации выпускников 9, 11 классов, в том числе и по предметам естественного цикла. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. Биология не входит в число обязательных экзаменов, но в последнее время во многих населенных пунктах, школах открылись профильные классы (чаще всего это 10-11), куда приходят учащиеся, которые выбрали для поступления биологический факультет университета, медицинский университет, психологические и социальные специальности, факультеты физической культуры и спорта и другие. В идеале, конечно, в данные классы идет отбор: в 10 класс должны попадать дети, которые при сдачи ГИА по биологии набрали высокие баллы. В этом случае подростки уже целенаправленно идут к своей цели, ставят перед собой задачи и т.д. Они уже определились с профессией и осознают, что чтобы стать студентом ВУЗа , необходимо сдать ЕГЭ с наивысшими баллами. Но нам, педагогам школы, чаще всего приходится работать и с детьми, которые при сдаче ГИА еле- еле перешагнули порог. Ребенок не только не определился в какой он ВУЗ будет поступать, какую профессию он хочет получить, а о базе за 6,7,8,9 классы, мы вообще не говорим. Как работать в таких условиях, с чего начинать подготовку детей к ЕГЭ по биологии? Качественную подготовку к сдаче ЕГЭ дает профильное обучение, которое предполагает более глубокое изучение предмета за счет увеличения учебных часов, элективных курсов и консультаций. Я начинаю детальную и планомерную подготовку к экзамену уже с сентября 10 класса и работаю в следующих направлениях: 1. Педагогу необходимо систематически отслеживать изменения, знакомиться с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по биологии и спецификацией контрольных измерительных материалов. В 10 класс приходят дети у которых сформированы умения: описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать, анализировать биологические объекты и явления. За годы обучения у школьников формируются основные компетенции: информационные, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникативные, формируется системное мышление, понимание основополагающих теорий и законов биологии. В старших классах необходимо их продолжать развивать. 2. Не стоит учеников пугать предстоящим ЕГЭ, а необходимо формировать у них твердое убеждение в том, что если постараться, то можно получить вполне приличный балл. В начале учебного года, я предлагаю ребятам указать на шкале уровень своих результатов ( с каждым годом 2 пирамида может меняться) ? 3. Далее считаю необходимым предложить ребятам написание диагностического теста в формате ЕГЭ, который и позволяет определить степень готовности каждого к экзамену, его самооценку, степень знакомства с переводом тестовых баллов ЕГЭ в отметку (последнее указывает на то, что у ребенка самоопределение на высоком уровне, он много будет работать самостоятельно, отрабатывать материал, поэтому следую в будущем составить для таких детей индивидуальный план подготовки к ЕГЭ). Обычно результаты бывают невысокие, и многих учеников этот факт заставляет задуматься о том, что необходима тщательная и серьезная подготовка к ЕГЭ. В 10 классах диагностические работы планирую 1 раз в полугодие. В 11 классах- 1 раз в 2 месяца. В тетрадях дети ведут свой мониторинг по каждой работе: Я, как педагог, систематизирую и обобщаю сведения по каждому учащемуся по всем диагностическим работам: 4. Важно, находиться в тесной связи с родителями и классными руководителями, поэтому данные сведения, считаю необходимым озвучивать и классным руководителям, и родителям, и администрации образовательного учреждения. Посещая родительские собрания, важно ставить в известность законных представителей учащегося о графике дополнительных занятий, консультаций для учащихся, на которых проводиться подготовка учащихся к ЕГЭ. Если в течении определенного периода у учащегося не наблюдается положительной динамики по подготовке к экзамену, я обязательно приглашаю законных представителей на индивидуальную беседу. 5. Следующим этапом в подготовке учащихся к ЕГЭ считаю - знакомство с документами, рекомендациями по сдаче ЕГЭ. Я знакомлю учащихся с основными документами - спецификацией экзаменационной работы, кодификатором, структурой экзаменационной работы, распределением заданий по содержанию и видам деятельности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условиями проведения и проверки результатов экзамена, бланками ответов. Далее рекомендую справочную и учебную литературу, пособия для поступающих в ВУЗы, интернет- сайты, где можно получить информацию по подготовке к экзамену, где можно провести on-line тестирование, скачать демоверсии разных лет, тренировочные тесты по биологии, записаться на дистанционные подготовительные курсы, которые предлагают ВУЗы России. 6. Необходимо акцентировать внимание детей на том, что самоподготовка – -это неотъемлемая часть успешного сдачи экзамена. При этом важно показать, что недостаточно, только написать пробники, диагностические работы, отработать материал на «Решу ЕГЭ» или «Незнайка», важно проанализировать свои ответы. Для этого, я прошу завести отдельную тетрадь, в которой они будут отрабатывать материал, анализировать свои ответы в процессе самоподготовки. 7. Для самоподготовки я предлагаю несколько методов отработки материала:
8. Залогом успеха подготовки ученика к успешной сдаче единого государственного экзамена по биологии является системное повторение, отработки заданий по изученным темам по форме ЕГЭ, которое провожу на уроках в химико-биологическом профильном классе, индивидуальных консультациях и групповых дополнительных заданиях. Работа на уроке: при закреплении материала важно включать задания следующие задания:
Например, при изучении материала по теме «Биосинтез белка» можно предложить учащимся следующие задания: Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-ТТ-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами. Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок инсулин из 51 аминокислоты? Ответ поясните. В одной молекуле ДНК нуклеодиды с тимином (Т) составляют 24% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК и объясните полученные результаты. Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК А) АЦУ Б) ЦУГ В) УГА Г) АГА В 11 классах при изучении темы «Антпрогоненез» учащимся предлагаю для закрепления следующие задания: К рудиментам человека относится: а) аппендикс б) хвостатость в) многососковость г) оволосение лица и тела Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных: а) теплокровность б) наличие вороньих костей в) правая дуга аорты г) трехкамерное сердце д) наличие диафрагмы е) выкармливание детенышей молоком Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции: Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Homo sapiens: а) класс млекопитающие б) тип хордовые в) вид Homo sapiens г) отряд приматы д) подкласс плацентарные е) семейство люди Чем доказывается принадлежность человека к классу Млекопитающих? Практика показывает, что наиболее трудными для ребят являются задания при работе с рисунками. Поэтому, при закреплении тем, использую и задания, которые помогать отработать материал по таблицам, рисункам и схемам. Данные задания использую при закреплении следующих тем: «Митоз и мейоз», «Биосинтез белка», «Формы размножения» и другие. Например, Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы? При составление календарно- тематического планирования, учитываю, что некоторые темы требуют более детальной отработки. Например, «Митоз и мейоз», «Биосинтез белка», «Гаметогенез и онтогенез», «Клетка» и другие. Поэтому на данные темы я отважу больше времени, чтобы закрепить у учащихся навыки решение заданий различного уровня. В 11 классе важно повторить материал 10 класса, поэтому во втором полугодии, решаем задачи по молекулярной биологии, генетике, отрабатываем тесты разного уровня сложности по общей биологии. Дополнительные задания: на дополнительных занятиях, я считаю целесообразным уделять внимание ранее изученному материалу: «Растения», «Животные», «Человек» и другие. Для этого, по каждому разделу мной систематизирован и обобщен материал по каждой теме каждого раздела. Материал мной постоянно обновляется. В помощь мне сайт «Решу ЕГЭ» и «Незнайка», различные сборники для подготовки к ЕГЭ, которые присутствуют в продаже. Например, по теме «Водоросли» мы с учащимися на дополнительных занятиях отрабатываем вопросы такого плана: Установите последовательность, в которой предположительно возникли перечисленные группы растений.
Для каждого признака установите, для кого он характерен – для высших (1) или низших (2) растений: А) тело представляет собой таллом, или слоевище Б) имеют вегетативные и генеративные органы В) не имеют органов и тканей Г) имеют ткани и органы Д) живут главным образом в водной среде Е) имеются одноклеточные формы Реакция на свет у хламидомонады осуществляется с помощью:
«Салат из морской капусты» представляет собой продукт переработки
Спирогира, в отличие от сфагнума,
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Бурые водоросли обитают в морях и состоят из разнообразных тканей. 2. В их клетках наряду с хлорофиллом содержатся и другие пигменты, улавливающие солнечный свет. 3. Водоросли способны образовывать органические вещества из неорганических как при фотосинтезе, так и при хемосинтезе. 4. Водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью ризоидов. 5. Водоросли — основной поставщик кислорода в морях и океанах. 6. Морскую водоросль — ламинарию человек употребляет в пищу. Установите соответствие между характеристикой и группой растений. 9. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счёт чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра. 10. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются. Обязательно на занятиях должна присутствовать наглядность, поэтому обязательно напоминаю ребятам строение водорослей и их размножение, используя слайды презентации. Например, При изучении жизненного цикла необходимо акцентировать учащихся на понятиях «спорофит» и «гаметофит», поэтому с учащимися четко проговариваю набор хромосом на каждых стадиях. Каждое занятие подкрепляю лекциями, которые раздаю в печатном виде учащимся. Лекции составляю лично на основе пособий для поступающих в ВУЗы. В лекциях содержится не только текст, но и таблицы, схемы и фото, так как учащимся при повторении такой формат запоминается намного легче. Индивидуальные консультации: так как учащиеся имеют разную подготовку, способности, некоторые пропускали уроки по объективным причинам, поэтому подготовка к экзаменам требует дифференцированного подхода. Учащиеся индивидуально получают задания, по необходимости провожу индивидуальные консультации, разъяснения сложных тем, в которых имеются пробелы в знаниях у отдельных учеников. В кабинете имеется стенд «Подготовка к ЕГЭ», где размещена информация о изменениях, образцами заданий с развернутым ответом и их оценка с комментариями, демоверсия, список пособий сайтов, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, рекомендации психологов по подготовке к экзамену и др. В кабинете есть много дополнительной литературы, справочники, сборники для подготовки за разные годы. Все вышеперечисленные методические приемы позволяют добиться хороших результатов выполнения ЕГЭ по биологии. В 2016 учебном году 31 учащийся выбор биологию для сдачи ЕГЭ. Максимальное количество баллов- 94, минимальное-59
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены