РАЗРАБОТКИ
|
Развитие социальной компетентности посредством проведения спортивно-оздоровительных соревнований «Школьные олимпийские игры»В национальной Доктрине развития образования и в федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяют задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, активные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Предполагается, что эта задача будет решена, если за период обучения в школе учащийся будет подготовлен к умению жить в обществе, то есть приобретет необходимые социальные компетенции. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность (социальный — межличностный; компетенция, от лат. competere — встреча) подразумевает способность к межличностным отношениям». Человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. В сложном процессе становления личности немало зависит от того, как учащийся адаптируется в мире людей, как найдет свое место, где он может чувствовать себя хорошо, может реализовывать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этой реализации. Среди старших школьников можно встретить неуверенных в себе, болезненно застенчивых или, напротив, очень агрессивных, излишне подвижных. И то и другое мешает не только окружающим, но и им самим. Очень много причин порождают то или иное состояние подростка. Многие из этих причин только обозначены в науке, другие исследованы подробнее. Что-то удается скорректировать в учебно-воспитательном процессе, а что-то остается прежним. Но бесспорно, что наибольших результатов удается достигнуть, если сам учащийся активен в процессе своего становления. В МОУ «СОШ с.Тёпловка Новобурасского района Саратовской области» разработана программа «Здоровье» , программа организации физкультурно – оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе. В проведении спортивных мероприятий стараемся объединить интересы взрослых и детей. Работа с родителями нацелена на привлечение родителей к развитию социальной компетентности школьников, на повышение психолого-педагогической компетентности и стимулирование развивающего взаимодействия с детьми. Привлечение родителей и учащихся, как в судействе, так и как участников соревнований осуществляет эту задачу. Для развития социальной компетентности школьников, организации эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в систематической физкультурно – соревновательной активности учащихся в урочное и внеурочное время, для развития массового физкультурно – спортивного движения школьников на протяжении 9 лет в рамках недели физкультуры проводятся спортивно – оздоровительные соревнования «Школьные Олимпийские игры» под девизом «Волна здоровья: «Займись собой». Разработано положение о проведении спортивно – оздоровительных соревнований «Школьные Олимпийские игры». В программу соревнований включена атрибутика «Школьных Олимпийских игр»: это школьный олимпийский флаг, клятва судей и участников соревнований, спортивный гимн школы. Одной из основных задач в организации проведения игр, в нашей школе, является привлечение родителей. В соревнованиях принимают участие все учащиеся школы. Дети освобожденные от занятий физической культурой по состоянию здоровья принимают участие в играх в качестве судейской коллегии. Активное участие в судействе отведено родителям учащихся, они выступают в роли судей на различных этапах. Все этапы соревнований осуществляют контроль за развитием всех физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости). Помимо этого во время проведения игр происходит объединение интересов взрослых и детей, классные руководители и родители активно наблюдают за выступлением детей, помогают советами в трудных ситуациях. Проведение таких мероприятий способствуют самостоятельности учеников, взаимодействию учителей, детей и родителей, пропаганде ЗОЖ, формированию позитивных жизненных установок подрастающего поколения, создание условий для объективной самооценки учащихся своей физической подготовленности, а главное развитию социальной компетентности школьников. Такая специфика командных «Школьных Олимпийских игр» определяет ряд требований к участникам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. Следовательно, в проведении таких мероприятий вырабатываются коллективизм, способность жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый момент состязаний. Воздействие коллектива на участника может быть весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию соответствующих личностных качеств. Таким образом, можно сказать, что физические, эмоциональные, умственные качества учащихся включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной компетенцией. Программа соревнований разработана так, что во все дни недели проходят спортивные состязания, включенные в программу соревнований по многоборью при этом учитывается возраст участников (результаты подводятся по возрастным группам, что повышает интерес каждого учащегося). Большую помощь в организации соревнований оказывают спонсоры, это организации находящиеся на территории села (ДорПМК, колхоз, сельская администрация). В первый день соревнований проходит парад открытия Школьных Олимпийских игр, в котором принимают участие все учащиеся школы. Парад открывает директор школы Новосардова А.Н., она поздравляет детей с началом соревнований и желает всем участникам спортивных успехов. Учителя и родители так же желают успешных выступлений. После поздравлений учащиеся произносят клятву участников соревнований «Школьных Олимпийских игр». Затем победители соревнований прошлого года поднимают школьный Олимпийский флаг, означающий начало соревнований. После парада проводится соревновательная программа «Веселые старты» в 1 -2 классах. На протяжении всех соревнований прослеживается взаимодействие учащихся младших и старших классов. Дети активно «болеют», наблюдая за соревновательной программой, учащиеся старших классов помогают в судействе. А затем в проведении соревнований по перетягиванию каната в 3 – 11 классах (по возрастным группам) принимают участие классные руководители и родители, объединяясь в сборную команду. Здесь уже учащиеся младшего звена выступают в роли болельщиков. В течение всей недели проводятся соревнования по общешкольному легкоатлетическому кроссу (где принимают участие и учителя), бегу на короткие дистанции, прыжкам в длину, силовые упражнения (сгибание и разгибание рук в упоре лежа; поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 сек.), упражнения на гибкость (наклоны вперед из положения сидя), командная подвижная игра «Снайперы» 3 -4 классы, «Пионербол» 5 -7 классы и спортивная игра мини-футбол 5 -11 классы. А так же проходит общешкольный поход в лес с обязательным участием всех учителей школы и родителями от каждого класса, а так же выпускников школы. Все активно помогают как в проведении похода и судействе мероприятий во время похода, так и активно участвуют в соревновательной программе. Обязательно в программу похода входит проведение «Весёлых стартов», где принимают участие команды учащихся, родителей, выпускников и учителей. В программу соревнований включается художественный конкурс семейных плакатов на тему: «Свободное время – физкультуре и спорту». Помимо результатов учитывается массовость участия в соревнованиях класса и спортивная форма. В последний день соревнований проводится парад закрытия школьных Олимпийских игр, где проходит награждение победителей в личном и командном зачётах. Родители искренне радуются спортивным победам детей. Победители соревнований в личном многоборье получают почетное право опустить школьный Олимпийский флаг, который символизирует закрытие соревнований. Основными критериями социальной компетенции учащихся, проявляемой в состязаниях «Школьных Олимпийских играх» можно выделить следующие:
По итогам работы можно отметить, что школьники научились взаимодействовать друг с другом не только во время состязаний, но и вне нее, организовывать спортивную деятельность и самостоятельно реализовывать свои физические способности в жизни. Участвуя в соревнованиях, расширили круг друзей, приобрели опыт общения с учащимися всей школы, поняли, что отношения в процессе состязаний и вне них могут существенно различаться. Желание лучше проявить себя в соревнованиях мотивировало учащихся овладевать новыми умениями и навыками, которые они перенесли и в другие виды деятельности. В неформальном общении подростки передают эти умения друг другу. Выработалась психологическая стойкость: умение контролировать свои эмоции, выслушивать и правильно воспринимать критику товарищей, учителя в свой адрес. Построение развивающего взаимодействия родителей и педагогов с учащимися, проведение общих мероприятий, интегрирующих усилия всех участников образовательной среды обеспечивает развитие социальной компетентности детей и школьников. Интегративное единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных компонентов, психолого-педагогических условий, технологий, алгоритмических этапов, показателей оценки результатов, охватывающая всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, педагогов, оптимизирует развивающие ресурсы образовательной среды. За этот период наблюдается улучшение посещения тренировочного процесса на 6%, а участие и результативность в районных соревнованиях на 12%. За период 2009 -2010 уч.года школьные команды принимали участие в зональных соревнованиях, что на протяжении последних лет не было (участие в таких соревнованиях принимали только команды школ района). У подростков укрепилась эмоциональная устойчивость, повысился самоконтроль, появилась осознанность в восприятии своего поведения, рефлексивность причин поведения, самостоятельность, осознанное целеполагание, осознанность ценностей, осмысление жизненных целей, самооценка становится адекватной, возрастает выраженность мотивации достижения, сформированны навыки конструктивного взаимодействия. Таким образом, развития социальной компетентности школьников в учебной и во внеучебной деятельности, в мероприятиях, интегрирующих усилия всех участников образовательной среды по обеспечению условий для развития социальной компетентности школьников, способствует формированию социального здоровья школьников.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены