РАЗРАБОТКИ
|
Создание ментальных карт (интеллект-карт)Переход к новым Федеральным Государственным образовательным стандартам требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, овладения новыми информационными технологиями. Действия ученика тоже изменяются, на первый план выступают самостоятельное добывание знаний. Обучающийся должен быть сам заинтересован в получении и закреплении новых знаний, а для этого необходимы инновационные подходы в сфере среднего общего образования. При ознакомлении с текстом, прослушивании лекций, составлении конспектов и подготовке к экзаменам, как правило, работает левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление. Однако правое полушарие, отвечающее за образное мышление и интуицию, может помочь в усвоении нового материала. Как же заставить его работать вместе с левым? Есть интересная идея на этот счет, и называется она «ментальные карты» или «интеллект-карты». Они сочетают в себе элементы как логического, так и образного мышления, при их изучении работают оба полушария. Результат их применения - гораздо лучшее усвоение материала, лучшая воспроизводимость полученных знаний, развитие образного мышления, цепкая память. Ментальные карты (Mind maps) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Что же такое ментальные карты?Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. «Ментальные карты» (Интеллект-карты) - это инструмент, позволяющий:
На первых этапах внедрения метода интеллект – карт у нас было много сложностей, не все могли понять его назначения, практическую значимость. Затем постепенно, шаг за шагом, мы начали составлять ИК, это затянуло ребят. При самостоятельном создании интеллект – карт реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику С помощью карты можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею. Каждый учитель литературы понимает, как важно научить ребенка умению читать. Только когда человек поймет важность чтения и книга станет для него необходимостью, мы сможем говорить о качественном образовании. Научить ребенка любить читать, получать удовольствие от самого процесса чтения и от общения с авторами произведений – главнейшая задача на сегодняшний день. Одними из главных задач уроков биологии являются:
И здесь как раз выручают интеллект - карты, обладающие уникальной особенностью: они позволяют сворачивать объемную информацию, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития ученика. Интеллект-карты помогают собрать материал на одной информационной панели, увидеть общее, сфокусироваться на деталях. Первые ИК мы составляли по биографиям ученых и по классификациям животных, включали фотографии, интересные факты. Учащиеся не очень любят составлять конспекты, а при работе над ИК не требуется много писать, её создаешь, проявляя творчество. Каким образом строилась такая работа? Ученики читали параграф в учебнике и дополнительную литературу, определяли основные пункты, затем составляли интеллект - карты. Сначала намечалась только структура будущей карты, на следующих уроках - завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней. Ментальные карты нельзя составить при беглом чтении текста. Нужно вдумчивое чтение, направленное на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. ИК концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается анализом, извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения. Одной из задач данного метода является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста, т.е. ученик при необходимости повторно перечитывает части текста, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Глава 2. Как создаются наши карты. (Памятка для детей) Перед тем как я расскажу вам, как мы создаем карты, мне хотелось бы сказать, что ментальные карты можно создавать не только на уроках биологии, а так же и литературе, физике, истории и многим другим предметам, в приложении я продемонстрировала вам их. 1. Возьмите чистый лист бумаги размера А4 или больше. Чистый лист бумаги предоставляет 100% свободу для выражения всего разнообразия ваших умственных способностей. 2. Используйте горизонтальное положение бумаги. Так будет больше места для слов и изображений в том направлении, как мы пишем, и они не так быстро натолкнутся на край бумаги. 3. Начните с центра. Мысли зарождаются в центре нашего интеллектуального мира. Карта памяти отображает это. 4. Создайте центральный образ, который отображает тему, о которой вы пишете/размышляете. При этом
5. Главные темы вокруг центрального рисунка, как заголовки в книге. Напишите это слово ЗАГЛАВНЫМИ буквами или нарисуйте изображение. Разместите их на линиях одинаковой со словом длины. Центральные линии – толстые, изогнутые и органические, как ваша рука, присоединяющаяся к телу, или ветка дерева – к столбу. Присоединяйте ветви прямо к центральному изображению. Главные темы, присоединенные к центральному образу на основных ветвях, позволяют увидеть их относительную важность. Это Основные Организующие Идеи, именно они будут собирать в единое целое (составлять) и фокусировать остальную карту. Выделение основных слов заглавными буквами позволяет мозгу сфотографировать их изображение, и они легче читаются и вызывают моментальную активизацию в памяти (воспоминание). Длина слова равна длине строки. Лишние линии разобщают мысли, длина делает акцент на связи. Изогнутые линии придают визуальный ритм и разнообразие, и таким образом их легче запомнить, более приятно рисовать и менее скучно на них смотреть. Более толстые центральные линии отображают относительную важность. Ветви присоединены к центральному образу, потому что мозг работает по принципу ассоциаций, а не по отдельным, разобщенным линиям. 6. Начните добавлять второй уровень мыслей. Эти слова или изображения связаны с основной веткой, которая запустила их. Помните: Соединяющие линии более тонкие Слова по-прежнему написаны, но в меньшем размере Ваши изначальные слова и образы стимулируют ассоциации. Прикрепите любое слово или образ, который появился. Позвольте свободное течение ваших мыслей. Вам не обязательно «закончить» одну ветвь перед тем, как перейти к другой. Соединенные линии создают отношения и структуру. Они также отображают уровень важности, как от ветви к прутику. Размер и стиль написания букв также предоставляют дополнительные данные о значении и важности слова или изображения 7. Добавьте третий или четвертый уровень данных, по ходу того, как мысли посещают вас. Используйте как можно больше изображений, вместо того, чтобы просто писать слова Позвольте своим мыслям свободно приходить, «прыгайте» по карте, по мере того, как возникают новые ассоциации Ваш мозг - как многорукий ловец мыслей. Карта памяти позволяет вам поймать и зафиксировать любую мысль, которая была заброшена вашим мозгом. 8. Добавьте новое измерение в своей карте памяти, придайте глубины слову или изображению с помощью рамок, чтобы сделать заметными определенные важные моменты. 9. Иногда можно отделить ветви карты с помощью цветного контура. Выделите форму ветки, плотно ее придерживаясь Используйте разные стили и цвета 10. Делайте каждую карту все более
Ваша карта будет привлекать ваши глаза и мозг Ее будет проще запомнить Она будет более привлекательна для вас (и для других тоже) 11. Творите! Чем индивидуальнее ваша ментальная карта, тем лучше. Ведь именно ваше личное мышление его осмысляет. Результаты применения ментальной карты:
Заключение С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её, поэтому по возможности нужно использовать интеллект - карты при повторении пройденного материала, при изучении нового, при проверке изученного, т.е. практически на всех этапах урока. Чем хороши ментальные карты на уроке биологии? Всю программу по биологии среднего да и старшего звена можно наглядно представить с помощью ментальных карт, разложить «по полочкам» всю информацию, показать взаимосвязь между классами и организмами. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Технология обучения на уроках биологии через создание ментальных карт имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно. Ученики должны почувствовать её преимущество, а на это нужно время. Ментальные карты - это интересно и современно. Метод ментальных карт созвучен содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении. Думаю, его использование в системе обязательно даст результаты.
Читайте также:
Всего комментариев: 2
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Как воспитать у ребенка любовь к книге и чтению Рекомендации для педагогов, родителей по готовности будущих первоклассников к обучению в школе Воспитание культуры поведения у учащихся Что такое «психологическая готовность к школе»? Советы родителям дошкольников: Как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх. |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены