РАЗРАБОТКИ
|
Статья "О вопросах сотрудничества логопеда и ортодонта"Ю.А. Кистанова По разным причинам у многих детей нарушено формирование правильной речи. Это может стать помехой в жизни и серьезно повлиять на полноценное развитие ребенка. У родителей же возникает множество вопросов по этой важной теме. В своей практике я часто сталкиваюсь с дефектами речи, которых могло бы и не быть, если бы вовремя была оказана стоматологическая помощь; а именно врача – ортодонта. Однако чаще всего к этим специалистам родители обращаются, когда становится очевидным неправильный прикус, неровные зубы или другой косметический дефект, то есть тогда, когда ребенок уже идет в школу. Формирование правильной речи у ребенка происходит совместно с гармоничным развитием зубо-челюстной системы с самого рождения [1, с.57.]. Поэтому родителям важно знать, на что необходимо обратить внимание, чтобы к трем годам ваш малыш радовал вас своими высказываниями и рассуждениями. В последнее время уменьшилось количество детей, находящихся на естественном вскармливании, поэтому очень важно соблюдать правила искусственного вскармливания: размер и форма соски должны соответствовать размерам полости рта ребенка; отверстие, через которое выливается молоко, должно быть средних размеров; а также необходимо контролировать положение ребенка во время кормления. Выполнение этих несложных правил способствует активному росту челюстей, согласованной работе мышц лица и языка. К 5-6 месяцам организм ребенка готов к употреблению мягкого прикорма, а к 7-8 месяцам и к введению жесткого прикорма, что также способствует активному развитию челюстей, своевременному прорезыванию зубов и переходу от сосания к жеванию. К 2,5 – 3 годам важно обратить внимание на подвижность языка, а также на сформированный молочный прикус ребенка. Достаточная подвижность языка определяется следующими факторами: ребенок свободно облизывает губы; цокает кончиком языка, изображая бег лошади; а кончик языка не раздваивается. Причиной нарушения подвижности часто является короткая уздечка языка - подъязычный соединительнотканный тяж, который бывает разной степени уплотнения. При «сильной» уздечке языка и неправильном ее прикреплении у ребенка может быть нечеткость или нарушение произношения звуков «ш» и «ж», особенно звука «р», который требует хорошей подвижности языка и высокого тонуса мышц [2, с.218] Даже опытный и высококвалифицированный логопед вряд ли устранит эту проблему без помощи хирурга-стоматолога. Конечно, можно привести много примеров, когда и при короткой уздечке можно вызвать у детей произнесение и «ж» и «ш» и «р», ребенок может и сам научиться произносить эти звуки, но они могут быть не очень четкими и правильными, звук «р» - горловым. Но самая большая неприятность от такой уздечки в том, что помимо проблем формирования правильного звукопроизношения, короткая уздечка языка может нарушать рост нижней челюсти, что приведет к формированию неправильного прикуса; а также вызвать нарушение целостности десны в более старшем возрасте, что ведет к ранней потере зубов и требует лечения у пародонтолога, а это уж совсем печально. Однако следует отметить, что короткую уздечку часто замечают еще в родильном доме и подсекают там же. Однако если этого не произошло и уздечка у ребенка укорочена, то не упустите момент посещения врача-ортодонта, который выявит показания к удлинению подъязычного тяжа. Лучше всего это сделать в дошкольный период. Три года – это наиболее благоприятный возраст для проведения пластики короткой уздечки языка, т.к. это период активного формирования речи. Если врач-ортодонт диагностирует «слабую» или «среднюю» уздечку, то обращение к хирургу можно отложить. Регулярные занятия с логопедом позволяют растянуть подъязычный тяж и избежать хирургического вмешательства в данном возрасте. К трем годам молочный прикус сформирован. Родители должны обратить внимание на количество зубов (в норме их 20); на наличие плотных контактов между зубами; а также на форму и размеры зубов. Важно своевременно лечить зубы, т.к. детский кариес очень быстро приводит к верхушечному воспалению, что потребует удаления молочного зуба. При ранней потере передних зубов в результате травмы или разрушения коронок резцов формируется вертикальная щель. Это способствует прокладыванию кончика языка в появившийся промежуток, а значит нарушению произношения шипящих и свистящих звуков. Для коррекции данной проблемы требуется тесное взаимодействие двух специалистов – врача-ортодонта и логопеда. Задача ортодонта заключается в том, чтобы качественно запротезировать ребенка с помощью съемных ортодонтических конструкций, замещающих образовавшийся дефект в зубном ряду. Появление ортодонтического аппарата в полости рта обычно благоприятно сказывается как на дальнейшей работе логопеда, так и на формировании правильного прикуса у ребенка. Еще одни немаловажный момент, на который должны обратить внимание родители – это способ дыхания [3, с. 90]. Необходимо дышать носом, т.к. при прохождении через носовые пути воздух увлажняется, согревается и очищается. Наиболее частыми причинами того, что блокируется носовое дыхание являются: разрастание аденоидов, искривление перегородки носа и хронические риниты. При затрудненном носовом дыхании ребенок начинает дышать ртом, что приводит к частым респираторным заболеваниям, снижению защитных сил организма, а также нарушению роста челюстей. У детей с ротовым дыханием нарушается форма твердого неба. Оно становится высоким и выпуклым, что изменяет положение языка во время формирования звука. И здесь нам опять не обойтись без консультации ортодонта. Очень важно именно в детском возрасте вырабатывать правильные речевые навыки и в большинстве случаев, при внимательном отношении родителей к своему малышу, можно избежать дальнейших проблем и сложностей в формировании речевой культуры ребенка. Список литературы:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Родителям
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Снятие усталости». Каникулы – лучшее время для развития ребенка Развитие зрительного восприятия у дошкольников. Ответственность родителей перед детьми Важность проблемы задержки речевого развития и необходимые меры в коррекции речевых нарушений День народного единства
День народного единства (4 ноября) - сценарии, классные часы и презентации к празднику |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены