РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья "О вопросах сотрудничества логопеда и ортодонта"

Ю.А. Кистанова
ЧДОУ КОЦ «Свеча», г. Новосибирск
логопед высшей квалификационной категории

По разным причинам у многих детей нарушено формирование правильной речи. Это может стать помехой в жизни и серьезно повлиять на полноценное развитие ребенка. У родителей же возникает множество вопросов по этой важной теме.

В своей практике я часто сталкиваюсь с дефектами речи, которых могло бы и не быть, если бы вовремя была оказана стоматологическая помощь; а именно врача – ортодонта. Однако чаще всего к этим специалистам родители обращаются, когда становится очевидным неправильный прикус, неровные зубы или другой косметический дефект, то есть тогда, когда ребенок уже идет в школу.

Формирование правильной речи у ребенка происходит совместно с гармоничным развитием зубо-челюстной системы с самого рождения [1, с.57.]. Поэтому родителям важно знать, на что необходимо обратить внимание, чтобы к трем годам ваш малыш радовал вас своими высказываниями и рассуждениями.

В последнее время уменьшилось количество детей, находящихся на естественном вскармливании, поэтому очень важно соблюдать правила искусственного вскармливания: размер и форма соски должны соответствовать размерам полости рта ребенка; отверстие, через которое выливается молоко, должно быть средних размеров; а также необходимо контролировать положение ребенка во время кормления. Выполнение этих несложных правил способствует активному росту челюстей, согласованной работе мышц лица и языка.

К 5-6 месяцам организм ребенка готов к употреблению мягкого прикорма, а к 7-8 месяцам и к введению жесткого прикорма, что также способствует активному развитию челюстей, своевременному прорезыванию зубов и переходу от сосания к жеванию.

К 2,5 – 3 годам важно обратить внимание на подвижность языка, а также на сформированный молочный прикус ребенка. Достаточная подвижность языка определяется следующими факторами: ребенок свободно облизывает губы; цокает кончиком языка, изображая бег лошади; а кончик языка не раздваивается. Причиной нарушения подвижности часто является короткая уздечка языка - подъязычный соединительнотканный тяж, который бывает разной степени уплотнения. При «сильной» уздечке языка и неправильном ее прикреплении у ребенка может быть нечеткость или нарушение произношения звуков «ш» и «ж», особенно звука «р», который требует хорошей подвижности языка и высокого тонуса мышц [2, с.218]

Даже опытный и высококвалифицированный логопед вряд ли устранит эту проблему без помощи хирурга-стоматолога.

Конечно, можно привести много примеров, когда и при короткой уздечке можно вызвать у детей произнесение и «ж» и «ш» и «р», ребенок может и сам научиться произносить эти звуки, но они могут быть не очень четкими и правильными, звук «р» - горловым. Но самая большая неприятность от такой уздечки в том, что помимо проблем формирования правильного звукопроизношения, короткая уздечка языка может нарушать рост нижней челюсти, что приведет к формированию неправильного прикуса; а также вызвать нарушение целостности десны в более старшем возрасте, что ведет к ранней потере зубов и требует лечения у пародонтолога, а это уж совсем печально.

Однако следует отметить, что короткую уздечку часто замечают еще в родильном доме и подсекают там же. Однако если этого не произошло и уздечка у ребенка укорочена, то не упустите момент посещения врача-ортодонта, который выявит показания к удлинению подъязычного тяжа. Лучше всего это сделать в дошкольный период. Три года – это наиболее благоприятный возраст для проведения пластики короткой уздечки языка, т.к. это период активного формирования речи.

Если врач-ортодонт диагностирует «слабую» или «среднюю» уздечку, то обращение к хирургу можно отложить. Регулярные занятия с логопедом позволяют растянуть подъязычный тяж и избежать хирургического вмешательства в данном возрасте.

К трем годам молочный прикус сформирован. Родители должны обратить внимание на количество зубов (в норме их 20); на наличие плотных контактов между зубами; а также на форму и размеры зубов. Важно своевременно лечить зубы, т.к. детский кариес очень быстро приводит к верхушечному воспалению, что потребует удаления молочного зуба. При ранней потере передних зубов в результате травмы или разрушения коронок резцов формируется вертикальная щель. Это способствует прокладыванию кончика языка в появившийся промежуток, а значит нарушению произношения шипящих и свистящих звуков. Для коррекции данной проблемы требуется тесное взаимодействие двух специалистов – врача-ортодонта и логопеда. Задача ортодонта заключается в том, чтобы качественно запротезировать ребенка с помощью съемных ортодонтических конструкций, замещающих образовавшийся дефект в зубном ряду. Появление ортодонтического аппарата в полости рта обычно благоприятно сказывается как на дальнейшей работе логопеда, так и на формировании правильного прикуса у ребенка.

Еще одни немаловажный момент, на который должны обратить внимание родители – это способ дыхания [3, с. 90].

Необходимо дышать носом, т.к. при прохождении через носовые пути воздух увлажняется, согревается и очищается. Наиболее частыми причинами того, что блокируется носовое дыхание являются: разрастание аденоидов, искривление перегородки носа и хронические риниты. При затрудненном носовом дыхании ребенок начинает дышать ртом, что приводит к частым респираторным заболеваниям, снижению защитных сил организма, а также нарушению роста челюстей.

У детей с ротовым дыханием нарушается форма твердого неба. Оно становится высоким и выпуклым, что изменяет положение языка во время формирования звука. И здесь нам опять не обойтись без консультации ортодонта.

Очень важно именно в детском возрасте вырабатывать правильные речевые навыки и в большинстве случаев, при внимательном отношении родителей к своему малышу, можно избежать дальнейших проблем и сложностей в формировании речевой культуры ребенка.

Список литературы:

  1. Ортопедическая стоматология. Пропедевтика и основы частного курса Автор: В. Н. Трезубов, А. С. Щербаков, Л. М. Мишнев Издательство: "СпецЛит" (Санкт-Петербург) Год: 2001 Страниц: 480
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680
  3. Анатомия и физиология человека // Ксенофонтова В.В. и др. – М., 1997. – С. 161.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены