РАЗРАБОТКИ
|
Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе у детей с ЗПРЗа последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации: от признания «знаний, умений и навыков», как основных итогах образования – к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни [5]. Инструментом инновационного развития Российской образовательной системы становится Специальный Федеральный Государственный Стандарт общего Образования, разрабатываемый для каждой категории детей с ОВЗ, и позволяющий:
Для детей с ЗПР характерны следующие особенности: у всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала [15]. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. У многих детей с ЗПР отсутствует положительное отношение к школе, учебная мотивация слабо выражена. Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что эти дети не могут самостоятельно организовывать свою деятельность: испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, они затрудняются в оценке результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность [13]. Обучающиеся с задержкой психического развития характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния [45]. Школьники с ЗПР нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей:
Так как УМК «Школа России» рекомендован для обучения детей с задержкой психического развития (вариант 7.1.), мы проанализировали программу и учебник «Русский язык» авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г по данному УМК как средство для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР. Психолого-педагогические модели построения всех тем в учебниках способствуют организации совместной деятельности учителя и учащихся, развитию коммуникативных действий, к которым относится:
Анализ учебников для 1-4 классов, показал, что система упражнений ориентирована на развитие у младших школьников умения самостоятельно анализировать и рассуждать, формировать интерес к познанию, изучению родного языка, а учителю помогает создавать на уроке атмосферу открытия и удивления, отрабатывать навыки учебной самостоятельности, обеспечивать поэтапно и в диалогической форме организовать процесс обучения. Многофункциональный методический аппарат учебников по курсу русского языка обеспечивает возможность организовывать деятельность учащихся, способствует формированию коммуникативных компетенций, помогает деятельности учителя. [26] При изучении русского языка по УМК «Школа России» предусмотрено формирование коммуникативных умений по классам (таблица 1, 2) и видам (таблица 3). Таблица 1. Формирование коммуникативных умений в УМК «Школа России». Приведем примеры упражнений, способствующих формированию коммуникативных умений учащихся при изучении русского языка (1-4 класс). Таблица 3. Виды коммуникативных УУД, формируемых на уроках рус.языка. Таким образом, упражнения по русскому языку в УМК «Школа России» обеспечивают условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, но они однообразны и, на наш взгляд, используются редко. Поэтому учителю начальных классов при планировании уроков русского языка необходимо будет модифицировать задания и упражнения с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. При формировании коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР, обучающихся в инклюзивных классах, целесообразно использовать работу в парах, групповую работу. Организуя работу в парах, в группе, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Групповые формы обучения рационально применять, когда материал доступен для групповой работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах. Работа в парах. Дети работают по алгоритму, который отрабатывается с 1-го класса:
Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачёркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким карточкам в среднем уходит 8-10 минут. Работы учащихся, которые закончили работу по карточкам раньше других, проверяет учитель, затем они помогают проверить работу остальных: услышать вывод, проверить записи в тетрадях. Затем подводится общий итог работы по карточкам. Возможны варианты: можно провeсти фронтальную работу, можно вызвать любую пару к доске. Оценки могут быть выставлены за работу по карточке (в тетради) и за устные ответы. Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Поэтому целесообразнее организовывать работу в парах. Упражнения, данные в учебнике и приемы работы с ними расположены в Приложении 2. Работа по карточкам (Приложение 3.) используется при закреплении и повторении пройденных тем. Групповая работа. Тема: «Состав слова. Повторение» На уроке повторения темы «Состав слова» используется вид групповой работы «Снежный ком». Он состоит из трёх этапов: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах. Первый этап работы по учебнику (индивидуальный). Работа по учебнику Упражнение 1 – поиск слов, образованных суффиксальным способом, (отработка умения находить и выделять суффиксы в словах). Учитель может предложить ученикам записывать сначала слово, от которого образовалось найденное слово, а потом выделять суффиксы. Выполняется фронтально, письменно. Запись: Второй этап (работа в парах) Упражнение 3 – отработка умения образовывать слова по заданной модели. Выполняется в парах, письменно. Во время проверки ученики должны называть способ образования слов первой группы (приставочно-суффиксальный) и слов второй группы (суффиксальный), определить, что обозначают все вновь образованные слова (признак предмета), на какой вопрос отвечают (какой?), как называются (имена прилагательные). Третий этап (работа в группах) Задание 1 1. Найти в каждой группе слов лишнее, т.е. отличающееся от других слов группы по своему составу. Учитель подсказывает ученикам, что это задание связано с изучаемой темой. Возможные группы слов:
Каждая группа записывает оставшиеся три слова и разбирает их по составу. - Что объединяет слова в каждой группе? Назовите как можно больше признаков. Задание 2 2. Что объединяет слова в каждой группе? Назовите как можно больше общих признаков.
При использовании этих и подобных упражнений для формирования коммуникативных УУД у детей с ЗПР необходимо помнить о б особенностях детей с ЗПР, особенностях обучения таких детей в инклюзивных классах, целесообразно использовать работу в парах, групповую работу, учитывая особенности детей с ЗПР, особенностях обучения таких детей в инклюзивных классах. Приложение 1. Примеры упражнений из учебника 1. сказы – ска_ призы – при_ молодой – моло_ рассказы – расска_ сюрпризы – сюрпри_ молоток – моло_
2. На доске запись слов: Рука – ручонка, ручонка – ручей. – Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие – нет. Когда дети готовы, они поднимают руки «домиком». – Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать. Учителю важно еще раз спросить: – Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать? 3. Определите, в каком порядке данные слова встретятся в словаре. Покажи этот порядок цифрами от 1 до 6.
- Подумайте, по какому критерию вы будете оценивать правильность выполнения задания, на что будете опираться. Обсудите правильность выполнения задания с соседом. Придите к общему мнению, кто сделал задание неправильно – исправьте ошибки соседа. На примере данного задания можно формировать умение ребенка управлять поведением партнёра — контролировать, проводить коррекцию и оценивать его действий 4. Вместе с соседом по парте поиграй в игру «Кто больше?». Кто больше подберёт проверочных слов к заданным, тот и победитель. Слова для игры: в[а]дяной, пол[и]вать, с[и]лач, з[и]мовать, в[а]рить. Образец: светать – рассвет, светлый, свет, просвечивать, светит, свечка, светленький, подсвечник. Если игра тебе понравилась, поиграй в неё дома со своими близкими. 5. В диалоге с учительницей Даша допустила ошибки. Обсудите в парах, придите к единому мнению и выпишите слова, в которых Даша ошиблась. Самостоятельно, рядом запишите слова, на которые их нужно заменить. Обменяйтесь с соседом тетрадями. Посмотрите слова в колонке справа. Согласны ли вы со своим партнером, ответ обоснуйте. - Здравствуй, Даша!
6. Учительница задала три вопроса, ответы Кати и Гены приведены ниже. Отметь, кто из ребят дал правильный ответ. Если правильного ответа нет, напиши свой и докажи его. Вопрос 1. Какую букву нужно написать на месте пропуска в слове гл_деть?
Вопрос 2. Какую букву нужно написать на месте пропуска в слове б…льница?
Вопрос 3. Какую букву нужно написать на месте пропуска в слове снег_вой?
Приложение 2. Карточки для работы в паре Карточка № 1 Тема: «Имя существительное». (Закрепление.)
Медведь, малина, лисица, пенал, ученик, завод, дорога, карандаш, заяц, девочка. Карточка № 2
Пришла зима. Мороз сковал землю. Выпал первый снег. Дует холодный ветер. Птицы мерзнут и голодают. Сделай кормушку и подкорми пернатых друзей! Тема: «Родственные слова». (Закрепление. Работа в парах) Карточка №1
Карточка №2 1. Прочитайте слова: Лес, лесной, перелесок, лесок, лесник. 2. Найдите в словах общую часть. 3. Выделите общую часть (корень). Карточка №3 1. Докажи, что эти слова однокоренные. Выдели корень. Сахар – сахарница, соль – солонка, хлеб – хлебница. 2. Напиши к следующим словам однокоренные: домик, стол, ручка, дуб, глазик, река. Тема: «Понятие глагола». (Изучение нового. Работа в парах) Карточки с изображением людей. Все они выполняют какие-либо действия. Карточка №1 Девочка рисует. Мальчик читает. 1. Рассмотри рисунки. Кто изображен? Назови. 2.Что обозначают эти слова? 3. На какие вопросы они отвечают? 4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы. Карточка №2 Папа лежит. Мама вяжет. 1. Рассмотри рисунки. Кто изображен? Назови. 2. Что обозначают эти слова? 3. На какие вопросы они отвечают? 4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы. Карточка №3 Бабушка варит. Дедушка лежит. 1. Рассмотри рисунки. Кто изображен? Назови. 2. Что обозначают эти слова? 3. На какие вопросы они отвечают? 4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы. Список использованных источников
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены