РАЗРАБОТКИ
|
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектраОбедиентова Елизавета Сергеевна Попадая в мир детей с расстройствами аутистического спектра, невольно начинаешь восхищаться их уникальными взглядами. Одной из особенностей детей с РАС, как с высокофункциональным аутизмом, так и с интеллектуальными нарушениями, является гиперфиксация. У современного нейротипичного ребёнка есть разнообразные увлечения: танцы, футбол, компьютерные игры, социальные сети и т.д. Один интерес может смениться другим или же он может перерасти в увлечение всей жизни. И со временем ребёнок будет непременно совершенствоваться в любимом деле, модернизировать подходы. А если у аутистичного ребёнка возникнет неподдельный интерес к чему-либо, то с большей долей вероятности у него появится зацикленность. Гиперфиксация у людей с аутизмом представляет собой явление, когда человек с аутизмом сосредотачивается на определенной теме, предмете или занятии в маниакальной степени. Это может проявляться в увлечении определенными предметами, например, динозаврами, просмотром YouTube, математикой или другими узкими областями интересов. Вытекает закономерный вопрос: гиперфиксация – это хорошо или плохо? Здесь следует немного порассуждать. Основная цель специалиста, работающего с детьми с РАС, на мой взгляд, – помочь ребёнку выйти во взрослую жизнь с максимально возможным (для него) уровнем социальной адаптации. Необходимо создать все условия для формирования навыков самообслуживания, а именно показать доступную работу, научить считать деньги, заполнять документы. Мысля в данном направлении, гиперфиксация может быть полезной, поскольку позволяет ребёнку с аутизмом глубоко погрузиться в свои увлечения и развивать экспертное знание в определенных областях. Безусловно, зацикленность может нести и негативный характер. Если ребёнок уделяет слишком много времени и энергии своему чрезмерному интересу, игнорируя другие обязанности или социальные взаимодействия, то он совсем выпадает из реальности, погружаясь в состояние шатдауна. Ориентируясь на особых детей, с которыми мне непосредственно повезло работать, могу с уверенностью сказать, что феномен гиперфиксации в той или иной мере присущ каждому ребёнку с РАС. Будь то повторяющиеся крючки из пластилина, перечисления диких животных России, математические примеры без перерывов – всё это гиперфиксация. Если взрослый занимает значимую позицию для ученика, то он сможет переключить ребёнка на другое занятие. Но если особый ребёнок понимает, что может беспрепятственно манипулировать взрослым и игнорировать его требования, то гиперфиксация затягивается до физиологического изнеможения. Также по личным наблюдениям могу отметить, что наиболее опасная гиперфиксация у детей с РАС возникает на гаджеты. В наши дни ни один младший школьник не обходится без мобильного телефона. Но время использования гаджета дозирует родитель. Ученику с аутизмом не всегда легко объяснить, что просмотр видео в телефоне вредит здоровью. По результатам исследования о влиянии гаджетов на детей с аутизмом школьного возраста ученые из университета Кембридж выяснили, что существует значительная зависимость между трудностями со сном и сопутствующими расстройствами, и проблемным использованием гаджетов. Проводился ряд исследований других зависимостей. Современные исследования говорят о том, что существует некоторая зависимость между высокофункциональным аутизмом и зависимым поведением. Согласно последним исследованиям, люди с аутизмом со средним или выше среднего IQ более чем в два раза чаще становятся зависимыми от наркотиков и алкоголя, чем их сверстники. С детьми с синдромом Аспергера мне тоже довелось работать. И наблюдать возникновение новой гиперфиксации спустя несколько занятий. Это уникальное зрелище. Люди с синдромом Аспергера, их также в узких кругах называют «Аспи», обычно имеют нормальный или даже высокий уровень интеллекта, но испытывают трудности в общении, социальных навыках и восприятии эмоций других людей. Основные черты синдрома Аспергера включают в себя повышенную заинтересованность в определённых узких темах, ритуалы и регулярности в повседневной жизни, неспособность чувствовать эмоции и эмпатию так же, как это делают другие люди, а также трудности в понимании невербальных сигналов и намерений окружающих, таким образом они являются полным отражением термина гиперфиксация. Для наглядности и лучшего понимания синдрома Аспергера представим следующую модель. Возьмём пробирку с жидкостью и зафиксируем её в горизонтальном положении. По всей пробирке жидкость распределилась равномерно. Так и происходит у нейротипичного человека. Все сферы находятся в балансе (интеллектуальные способности, социальные навыки, беспрепятственная коммуникация с другими нейротипичными людьми). Но стоит немного наклонить пробирку, жидкость перетекает в другую сторону и баланс нарушается. Зачастую у людей с синдромом Аспергера отмечают высокий или чрезвычайно высокий уровень интеллекта, следовательно на оставшиеся сферы у особенного человека не остаётся ресурсов. В такой пробирке преобладает интеллект и критически мало коммуникации. В различных источниках пишут, что синдром Аспергера диагностировался у Чарльза Дарвина, Альберта Энштейна, Льюиса Кэрролла. Значит гиперфиксацию определённо точно можно использовать во благо самого особого ребёнка и во благо общества! В рамках школы необходимо использовать гиперфиксацию для лучшего усвоения материала. Многие исследователи рекомендуют основывать преподаваемый материал и задания на интересах особого ребёнка, его гиперфиксации. На собственном опыте: на уроках чтения я использую персонажей из «Фиксиков», так как один из учеников каждый день цитирует фразы из мультфильма (эхолалия). Благодаря любимым персонажам младший школьник заостряет своё внимание на нелюбимом предмете. Но гиперфиксация не ограничивается школьной программой. В своём многолетнем опыте я делаю уклон на будущее особых детей. Считаю, что важно использовать чрезмерные интересы ребёнка в образовательных целях. Образование детей с РАС в коррекционных школах, автономных классах заключается в развитии социально-бытовых навыков, получении элементарных навыков письма и счёта. Адаптированная общеобразовательная программа не охватывает всех аспектов многогранных наук. А что, если, окончив 9 классов, особый человек даже не узнает о существовании более сложных наук? Ведь в нашем мире есть столько интересного, помимо основных школьных предметов. Если ребёнок интересуется географией, значит нужно давать во время внеурочной деятельности уроки географии. И открывать особому ребёнку новые горизонты. Для окружающих важно понимать гиперфиксацию как естественное проявление аутизма и стремиться найти баланс между поддержанием интересов человека и помощью ему в освоении навыков саморегуляции и участия в других видaх деятельности. Список литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены