РАЗРАБОТКИ
|
Развитие творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности в системе дополнительного образованияЛипатова Светлана Васильевна В ходе припоминания ребенок с ограниченными возможностями здоровья активно применяет знания, полученные на протяжении жизни, что способствует получению итога в виде творческой работы. Кроме этого, сам творческий процесс при достаточной мотивации заставляет мозг человека активизироваться, в ходе работы также развивается мелкая моторика. В результате скрытые мечты и стремления ребенка могут быть выражены через творчество. Поэтому для правильного формирования творческих способностей во внеурочной деятельности преподаватель должен уметь правильно подать материал учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Особенности некоторых болезней, которые определяющие поведение ребенка в некоторых ситуациях, обуславливают то, что процесс обучения может происходить немного иначе, чем с остальными учащимися. Прежде всего, важно понять, как ощущает себя ребенок в процессе творческой деятельности. Поскольку каждая болезнь имеет свои особенности, такая проверка позволит понять, как именно ребенок реагирует на творческие задания, как их выполняет. В ходе проверки можно обратить внимание на поведение ребенка. Чаще всего, учащиеся с ОВЗ имеют более низкую мотивацию к какой-либо деятельности, быстро устают, могут не подчиняться учителю или им может быть действительно трудно начинать выполнять задание по причине неуверенности в себе. Каждый из таких факторов содержит в себе определенный путь, используя который, учитель может помочь ученику справиться с подобной проблемой. Развитие творческих способностей для людей с ОВЗ – это важнейшая деятельность, которая, чаще всего, реализуется во внеурочное время. Причиной тому является комфорт и свободное время учащегося, в такой период ему будет намного проще выполнять творческие задачи. Кроме того важно то, какой подход учитель будет использовать во внеурочной деятельности, предлагая ученику с ОВЗ какие-либо творческие задания. Для оказания поддержки ученика с ОВЗ, прежде всего, необходимо научиться распознавать его эмоциональное состояние. В том случае, если ребенок переживает не очень хороший период в своей жизни, либо в определенный день его настроение испортилось, лучше всего не беспокоить его сложными задачами. Педагогу стоит быть более внимательным и чутким к детям с ОВЗ, чтобы научиться лучше понимать их проблемы. Поэтому учитель может вызывать больше доверия и располагать к себе, если ученик с ОВЗ замечает внимание и поддержку с его стороны, а также искреннее желание помочь, тогда ребенок начнет больше интересоваться творческой деятельностью, мотивировать себя перед каждым занятием. Отчасти это относится к доброжелательной атмосфере внутри коллектива, которую возможно создать только при наличии правильного подхода к каждому ученику со стороны учителя. Некоторые педагоги допускают ошибку, когда считают, что ученики с ОВЗ не способны самостоятельно выполнять свою работу, поэтому добавляют в зону своей ответственности полное или частичное выполнение работы вместо ученика. Подобное негативно сказывается на развитии ребенка с ОВЗ, который не ощущает собственной отдачи в ходе такого «творчества». Скорее наоборот, если он замечает, что учитель не дает ему даже шанса попробовать свои силы в какой-либо творческой задаче, ребенок демотивируется, ведь он ощущает, что в него никто не верит. Это особенно касается художественного творчества, вышивания и прочих видов деятельности, которые учитель может использовать в воспитании и формировании творческой натуры в ученике с ОВЗ. В процессе постоянного взаимодействия с рассматриваемой категорией учащихся, важно замечать их реакции, поведение и мотивацию. Исходя из этого, можно подобрать подходящий метод, прием и форму взаимодействия с каждым учеником. Только при правильном подходе и хорошей атмосфере, ученик с ОВЗ сможет постоянно развиваться, независимо от затруднений, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно. Именно поэтому учитель должен правильно понимать особенности ученика и обеспечить оптимальный уровень взаимодействия. Особенно важно умение обеспечить свободу выбора для ребенка в те моменты, когда сам ученик мотивирован к собственному развитию в сфере творчества. Кроме этого, важно помнить о таких аспектах, как толерантность, раскрепощенность и отсутствие ограничений в процессе творчества, которые могут помешать развитию ученика с ОВЗ. Важно поддерживать интерес со стороны ребенка. Иногда проблемы, связанные с ОВЗ, могут сказаться на его внимательности, мотивации и желании продолжать какую-либо деятельность до ее окончания. Большинство учителей, когда сталкиваются с подобной проблемой, часто не могут подобрать оптимальное решение для того, чтобы мотивировать своего ученика. Одним из лучших вариантов для мотивации может стать поощрение в виде похвалы, которая для учеников с ОВЗ значит намного больше, чем для остальных людей. Из-за особенности психики и поведения таких детей, общество часто не принимает их такими, какими они есть на самом деле. Именно поэтому они сталкиваются с осуждением, неприязнью со стороны других людей. Иногда это может доходить до крайних проявлений в виде оскорблений и унижения. Поэтому роль учителя при организации творческой деятельности является действительно важной, ведь, прежде всего, ему нельзя навредить тонкому душевному состоянию ребенка. Похвала станет прекрасной мотивацией для таких детей, однако стоит знать в этом меру. Не стоит хвалить ребенка за малейшее усилие с его стороны. Прежде всего, поставьте определенные задачи в процессе выполнения какой-либо творческой деятельности. Когда ребенок достигнет определенной цели, можно подбодрить и похвалить его, чтобы он хотел продолжить деятельность. Стоит помнить об эмоциональной насыщенности, поэтому важно соблюдать баланс между трудом и своевременной похвалой за результат! Очень важно учитывать влияние ОВЗ, особенностей развития сенсорной сферы – чаще всего встречаются проблемы со зрением, из-за которых в процессе обучения могут возникать определенные сложности. В таком случае важно адаптировать процесс обучение таким образом, чтобы ученик мог участвовать в нем без особых затруднений. Только при осуществлении правильного подхода к ним и желания помочь в творческом развитии, можно добиться настоящего успеха и взаимопонимания! ЛИТЕРАТУРА 1. Иванова Н.А., Кабанова Ю.Д. Развитие творческих способностей младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. 2019. 2. Ковалева С.Л. и др. Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми множественными нарушениями на внеурочной деятельности // Приоритетные направления современной науки, образования и технологий: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции / под ред. Туголукова А.В. М.: ИП Туголуков А.В., 2020. 3. Мамонова М.А. Использование техники «пуантилизм» в процессе развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Культура: проблемы теории, истории, практики. 2019. 4. Шишкина И.А. Развитие творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности в рамках курса «юный театрал» с использованием информационно-коммуникационных технологий //Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях традиционного и дистанционного взаимодействия. 2020.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены