РАЗРАБОТКИ
|
Формирование жизненных компетенций на уроках домоводстваДобрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Светлана Евгеньевна Булгакова, учитель ресурсного класса 42 школы. Тема моего сообщения: «Формирование жизненных компетенций на уроках домоводства». Формирование жизненных компетенций у детей с РАС в процессе обучения по адаптированным основным образовательным программам – одна из центральных и наиболее значимых областей в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Потому, что жизненные компетенции – это те навыки, знания, а также способы их применения, которые необходимы ребёнку с ОВЗ для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования. Оценку уровня сформированности жизненных компетенций у обучающихся с РАС осуществляю с помощью методики, разработанной Сергеем Алексеевичем Морозовым, включающий в себя следующие блоки: самообслуживание, бытовые навыки, навыки личной безопасности, социальные навыки; домашний досуг и другие. После проведения диагностической процедуры выбираю основные цели обучения и вношу их в специальную индивидуальную программу развития. Формирование запланированных навыков происходит на протяжении всего процесса обучения и воспитания детей в школе, но важное место в этом процессе занимает коррекционный учебный предмет «Домоводство». Цель обучения - повышение самостоятельности обучающихся в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами. Наш класс поделен на 2 функциональные зоны: учебную и практическую. В учебной зоне проводится индивидуальная и фронтальная работа с детьми. В практической зоне – оборудование для СБО: кухонная посуда, гладильная доска, бытовая техника, уборочный инвентарь для класса. Для практической работы мы используем предметные картинки: «Одежда, обувь, продукты, овощи, фрукты, ягоды, посуда, мебель, бытовая техника», набор профессий. Раздаточный материал: практические задания к различным темам предмета «Домоводства». Рабочие тетради, набор «Сюжетно-ролевых игр». Муляжи овощей и фруктов, набор упаковок для молочной продукции. Обучающий набор: «Нарезка и готовка», деревянный игрушечный набор для сервировки стола. Набор визуальных поддержек: чистка и нарезка овощей, накрывание на стол, складывание одежды, похода в магазин. Журналы инструктажей по технике безопасности. Для формирования жизненных компетенция мы используем все традиционные методы обучения: наблюдение, демонстрации, объяснение, экскурсия, беседа, дидактические упражнения, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, игровые ситуации, просмотр фильмов, создание тематических альбомов, стендов и другие, но стратегически важным из которых является экскурсия! –именно в обобщение навыка в натуральной среде является центральной задачей. Прикладной анализ поведения - методологическая основа работы. Коррекционный учебный предмет «Домоводство» представлен следующими блоками: «Покупки», «Приготовление пищи», «Уход за вещами», «Уборка помещений и территорий». В разделе «Покупки» формируем следующие жизненные компетенции: участие детей в планировании покупок, умение ориентироваться в магазине (находить вход и выход, кассу, отдел), находить нужный товар в отделе, складывать покупки в пакет, раскладывать продукты в места хранения. Покупка в магазине – непростая операция для детей с РАС: Она требует большой предварительной подготовки, ведь в ней задействованы самые разные умения, знания и требования к покупателю. Это и строго заданная последовательность действий покупателя, и способность выбрать в большом магазине нужный отдел, а на витрине - именно нужный товар среди многочисленных других, и представление о деньгах, в частности о купюрах и монетах различного достоинства, и терпение, если нужно постоять в очереди, всё это источник огромной тревоги в душе аутичного ребёнка. К совершению покупок мы начали готовиться с первого года обучения. Изучали с детьми названия овощей, фруктов, ягод. Находили фрукты и овощи по инструкции. Играли в игры: «Разложи овощи, фрукты, ягоды по корзиночкам», «Волшебный мешочек»-определяли на ощупь овощи и фрукты, Описывали фрукты и овощи по схеме. Дети выполняли разные задания из тематических комплектов: «Категории», «Овощи» и «Фрукты». На индивидуальных занятиях дети изучали молоко, какие животные дают молоко. Изучали продукты, которые изготавливают из молока. Сортировали картинки с молочной продукцией, выполняли практические задания в рабочих тетрадях. Аналогичная работа проводилась с мясными, рыбными продуктами. На фронтальных уроках закрепляли изученный материал о молочных продуктах. Играли в игру «Продавец». Детям надо было разложить товар в соответствии с надписями. Очень понравилась игра: «Дегустатор». Ученики попробовали на вкус молочный продукт и определяли название (произносили или показывали картинку). Далее мы детей знакомили , где можно купить молочные продукты. На данный момент времени мы изучили два отдела: молочный и фрукты-овощи потому, что это наиболее любимые продукты детей моего класса. Отделы магазина изучали сначала в классе. Играли в игру «Разложи продукты». К отделам (молочному, «Фрукты-овощи») сначала подбирали натуральные продукты (потом муляжи продуктов, картинки, слова (для читающих детей). Знакомились с новыми словами: «прилавок», «витрина». На основе составленного мною плана экскурсии, с поставленными целями и задачами, тьюторы непосредственно в магазине учили детей находить отделы, кассу, место хранения корзин. Дети рассматривали продукты отдела, находили продукты по фотографиям, картинкам, напечатанным слова, называли продукты на прилавках. Повторяли значения слов: витрина и прилавок, продавец, кассир. Обращали внимание, что молочные продукты в магазине хранятся в холодильнике и дома тоже надо хранить в холодильнике. На коррекционных занятиях (много раз) играли в сюжетно – ролевую игру: «Я в магазине», где выбирали продукты, по списку, находили кассу, учились складывать в пакет продукты, учились «ждать» своей очереди, обращались за помощью к продавцу и т.д.. Запоминали правила: если что-то взяли в магазине – обязательно нужно заплатить. На уроках математических представлений практиковались по различению купюр и монет, сортировали деньги. Играли в настольные игры с использованием денежных купюр. Распознавали самую крупную купюру 100. После подготовительной работы, дети вновь отправляются в магазин и совершают покупки по ранее составленному списку. (Тьютор находиться позади ребёнка, ведущая роль предоставляется ученику, пусть не на протяжении всей покупки, но хотя бы в отдельных моментах: самому найти и взять корзину, найти отдел и т.д.). Количество денег за покупку определял тьютор. Учили правило: «Покупаем только то, что в списке покупок. Список покупок составляют родители вместе с детьми, а мы делаем карточки. Покупаемые продукты изображаем в том виде, в котором ребёнок будет находить в магазине. Например, на карточке покупок изображен йогурт «Даниссимо» – ребенок должен найти точно такой же йогурт и положить в корзину (предварительно тьюторы посетили магазин и ознакомились с ассортиментом продуктов) и надо взять столько же (нарисовано два, значит два). Сначала дети выбирают несколько продуктов из одного отдела, а уже потом из двух отделов. Трудности были: хотя и был список покупок с фотографиями, дети всё же путают сходные внешне упаковки с продуктами. Постоянно напоминаю-читайте. Дома дети раскладывали покупки по местам хранения с опорой на визуальную поддержку. В разделе «Приготовление пищи» формируем следующие жизненные навыки: Различение кухонного инвентаря по его назначению. Различение чистой и грязной посуды. Подготовка. Мытье продуктов. Чистка овощей. Приготовление. Резание ножом. Нарезание продуктов: кольцами. Натирание продуктов на тёрке. Перемешивание продуктов (ложкой). «Приготовления пищи»- предшествовала большая кропотливая работа. Она состояла из нескольких этапов: Первый этап- Знакомство с кухонной посудой, кухонными принадлежностями, бытовой техникой. Для формирования знаний по этой теме мы с ребятами подписывали названия посуды, составляли из букв разрезной азбуки, соотносили натуральные образцы посуды с картинками. Работали в рабочих тетрадях. А дидактические игры такие как: «Назови или покажи только посуду», «Домино», «Перевёртыши». «Что в посуде?», «Судоку, «Тени», «Фрагменты»- способствовали более глубокому усвоению знаний по этим темам. Второй этап. Умение детей «Различать чистую и грязную посуду». Сначала сортировали пластиковую посуду, а уже потом давала натуральные образцы. Вначале посуда была с видимым загрязнение (остатки пищи на посуде), а потом менее заметное загрязнение (следы чая на кружке). Формирование понятий: грязная посуда, чистая посуда, осуществлялось во время дежурства детей в столовой. Дети каждый день дежурят в столовой по графику, накрывают на стол, убирают грязную посуду со стола, счищают остатки еды с тарелок. Четвёртый этап. В этом учебном годы мы учились очищать овощи, натирать на терке и нарезать кольцами. Умение работать с ножом, овощечисткой и тёркой- это очень сложная работа. Подготовку к этому умению мы начала в младших класса. На уроках труда учили детей резать стекой тесто, а потом твердый пластилин, работали на тренажёрах (деревянными ножами «разрезали» овощи, продукты на половинки (скрепленные липучкой). На индивидуальных занятиях дети работали сначала с вареными овощами, а затем с сырыми. На данном этапе важно было чтобы дети поясняли выполняемые ими действия (Например, педагог спрашивает у ребенка: «Что ты делаешь?». Ребенок должен ответить «Я режу», «Я тру». При отсутствии ответа учитель сам отвечает на заданный вопрос, комментируя действия ребенка: «Я Режу». На фронтальных занятиях перед началом работы с режущими инструментами мы проговаривали правила техники безопасности. На уроках мы готовили салат из морковки, салат из огурцов. Эту работу дети пока выполняют по визуальной поддержке. Дети сами надевают чепчики, нарукавники, фартуки, а завязывать веревочки на фартуке не умеют, в таких случаях я обучаю ребёнка подойти к взрослому и сказать: «Завяжи фартук» или показать карточку «Помоги». В разделе «Уборка помещений и территорий» формируем следующие жизненные навыки: уборка с поверхности стола остатков еды и мусора, вытирание поверхности мебели, подметание пола Формирование этих навыков нацелено на умение в будущем делать уборку в своей комнате, поддерживать чистоту и порядок. Вначале учила детей расставлять игрушки на свои места, убирали рабочее место после аппликации (мяли остатки цветной бумаги и выбрасывали в мусорную корзину, сначала крупные кусочки бумаги, а потом мелкие), учила убирать пластилин, краски в свой контейнер, промывали баночки и кисточки после рисования красками. Одним из первых навыков бытового поведения в нашей программе обучения стало вытирание жесткой поверхности и подметание пола. Вытирание жесткой поверхности - навык, включающий достаточно простые в плане моторики действия. Проводила подготовительные упражнения: заучивали движения руки, проводя ею по столу или песку сверху вниз полосами, заходящими одна на другую. При обучении данному умению я использовали сначала метод «рука в руке». А потом варианты зрительной поддержки, которые подсказывали ученику, где и что нужно вытирать. Для одних наглядным ориентиром служили небольшие лужи, которые появлялась на столе вовремя рисования, а для других - нарисованные мелом стрелки и крестики, обозначающие направление движения. Сначала учила вытирать стулья, а потом столы и шкафы. Большую трудность представляло выжимание ветоши (выкручивание или сжатие в кулаке), вначале из-за некоторой брезгливости, но главным образом из-за неспособности произвольно приложить усилие и сжать ветошь. Осуществляла тренировочные упражнения: скручивали пучок шерстяных ниток, открывали и закрывании двумя руками кран с водой, откручивали крышки на банке и т. д. Навыки подметания пола предполагают обучение многим умениям (умению держать веник, подметать лежащие на полу кусочки бумаги, умению двигать мебель и т.д.). Сначала я учила детей подметать крупные части от стаканчика из полистирола (они лёгкие и не прилипают к полу, можно скомканные листы газеты) в квадрат на полу 1,5 на 1,5 м. Мусор располагала близко к квадрату. Постепенно увеличивала расстояние между бумажным мусором и квадратом. Площадь квадрата постепенно уменьшала, сейчас он у нас примерно 60 х 60. Некоторые дети научились заметать в квадрат бумажки, лежащие в углах и у стен комнаты и пользоваться совок. Но мелкий мусор еще учимся заметать.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе: Советы для родителей Сочинение ученицы 7 класса «Традиции моей семьи» «Преподавание истории – это наука или искусство» Формирование универсальных учебных действий у младших школьников как основа развития личности Опыт применения технологии проблемного обучения в процессе обучения математике Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены