РАЗРАБОТКИ
|
Народная тряпичная кукла как метод арт-терапииАктуальность. На сегодняшний день современное общество признает целесообразность и необходимость создания для детей с ограниченными возможностями здоровья такой среды, которая поможет им успешно социализироваться в обществе, развить самостоятельность, расширить жизненные и социальные знания. Данная статья посвящена опыту работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, по созданию народной тряпичной куклы. В процессе работы с куклой у обучающихся с ОВЗ происходит развитие сенсомоторных навыков (тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук); создание соответствующей учебной социально-профессиональной среды. Занятия с куклой направлены на создание благоприятных условий для творческой деятельности школьников и их самореализации. При работе с тряпичной куклой учитываются физические и психологические особенности детского возраста. В процессе изготовления кукол применяются различные методы и приемы по снятию напряжения, усталости (физкультминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз), так как занятия требуют длительной концентрации внимания, усидчивости, кропотливости. Таким образом, данная работа ставит перед собой цель создания условий, способствующих адаптации и интеграции детей с ОВЗ в социум через приобщение к истокам народной культуры средствами декоративно-прикладного творчества. Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол [1]. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Невропатолог Малколм Райт ещё в 1926 году для лечения неврозов использовал кукольный театр. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол постепенно реабилитируются. Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии. Например, в психодраме, сказкотерапии, игротерапии, арт-терапии [2]. Данный метод работы призван помогать в устранении болезненных переживаний у детей, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности, укреплять их психическое здоровье. Для того, чтобы успешно взаимодействовать с детьми с ОВЗ необходим посредник. Народная тряпичная кукла стала таким посредником. Кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка с ОВЗ и взрослого. Народная кукла проста в создании. Ребенок с ОВЗ с легкостью под контролем взрослого сможет сделать тряпичную куклу, ведь при ее создании не требуются выкройки, ножницы и иглы. Народные куклы похожи, но совсем не одинаковы. У кукол нет нарисованного лица, они безликие, но не безличные. Во время изготовления ребенок проявляет свою индивидуальность, выражает свои внутренние психологические особенности. Народные куклы используются при коррекционной работе со страхами, с заиканием, тяжелыми нарушениями речи, нарушением поведения, а также с детьми, которые получили эмоциональную травму. Следует помнить, что создание куклы в психологии – это не клуб «Умелые ручки», а серьезная коррекционно-развивающая работа, которая должна иметь психологический контекст. Коррекционная работа проходит в три этапа:
Первый этап работы с детьми начинается с установления контакта с ними. Это крайне важный этап, так как именно с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие ребенка, создается доверительная обстановка, в которой ребенок захочет сотрудничать с участниками коррекционной работы. На данном этапе следует проявить максимальную тактичность и осторожность, соучастие и отношение к ребенку, как к взрослому. Здесь можно обсудить интересы детей, спросить про их досуг и про то, что их волнует на данный момент. Следующий этап – изготовление куклы. Для ребенка имеет значение и ее размер, и цвет используемой ткани или материалов. Например, небольшие куклы придают ребенку больше уверенности и позволяют занять покровительственную позицию. Кроме того, во врем изготовления куклы дети становятся спокойными, внимательными, уравновешенными. У них развивается концентрация внимания, усидчивость, воображение. Очень важно самим включиться в процесс изготовления куклы. Это позволит ребенку чувствовать себя более свободно и непринужденно, чем если бы взрослый просто диктовал нужные инструкции по созданию куклы и наблюдал за деятельностью ребенка. Многие дети в такие моменты начнут испытывать неловкость, что вызовет их недоверие к взрослому. В процессе изготовления куклы необходимо поддерживать беседу с детьми, а при затруднениях – помогать, если ребенок не в состоянии справиться самостоятельно. Третий этап включает в себя заключительную беседу., вопросы к детям и обыгрывание какой-либо ситуации с использованием куклы, подведение итогов занятия. Таким образом, работа с тряпичной куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. 1. Психотерапевтическая энциклопедия./ под ред. Б.Д. Караваевского. – СПб.: Издательство «Питер». 2000.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены