РАЗРАБОТКИ
|
Психологические особенности подростков с разной степенью зависимости от многопользовательских онлайн игрПричины формирования виртуальной игровой зависимости, как показывают исследования, лежат как в психологической, так и в социальной сферах. Психологический блок причин, определяющих увлеченность онлайн играми и формирование игровой зависимости, связан с характерологическими особенностями. В свою очередь, блок причин социального характера определяется характером воздействия социальной среды, в том числе, условиями, препятствующими реализации определенных форм поведения. Поскольку для нас наиболее интересен блок психологических причин, далее мы подробно рассмотрим выявленные в результате проведенных исследований особенности подростков с различным уровнем зависимости от многопользовательских ролевых онлайн игр и игровых Интернет-ресурсов. В качестве MMORPG в данном случае подразумеваются такие игры, как Royal Quest, Dofus, Albion, Bless и т.п. Четкое понимание механизмов формирования и развития виртуальной игровой зависимости предполагает изучение широкого круга социально-психологических, характерологических и личностных особенностей подростков, которые обнаруживают склонность к этому виду времяпрепровождения. Исследования социально-психологических особенностей показали, что подростки, склонные к виртуальной игровой зависимости, относятся к группе риска социальной дезадаптации. С.Н. Ениколопов указывает на то, что у таких подростков значительно снижена учебная мотивация, высокий уровень изоляции от группы. Кроме того, их отличает неадекватная самоидентификация, на что указывает Ф.А. Саглам. Также подростки с высоким уровнем зависимости характеризуются низким уровнем развития коммуникативных и организаторских умений А.Ю. Егоров отмечает такие качества, как робость и замкнутость в общение, преобладание конформного типа взаимодействия с окружающими. В совокупности личностных особенностей подростков с зависимостью от онлайн игр выделяют, во-первых, специфику системы ценностей в зависимости от разновидности игровой деятельности. Так, например, у подростков, выбирающих азартные игры, ценностная сфера неразвита. Кроме того, зависимые подростки отличаются преобладанием шизоидного, истероидного и лабильного типов акцентуаций, причем именно шизоидный и истероидный типы обнаруживают наибольшую склонность к онлайн играм. А.А. Максимов выделяет у подростков с выраженной игровой зависимостью от онлайн игр склонность к депрессивным расстройствам с повышенным риском суицида. Также среди подростков с зависимостью от виртуальных игр преобладают интроверты, частым является высокий уровень одиночества, а также скоромность и самолюбие как характерологические особенности. Следует заметить, что совокупность выделенных качеств не сформирована в целостный психологический портрет Интернет-аддикта или подростка, зависимого от онлайн игр. Н.В. Чудова, обобщив результаты исследований различных авторов, выделила ряд признаков подростка с зависимостью от онлайн игр:
Автор указывает на сочетание завышенных ожиданий по отношению к себе при невыстроенности взаимоотношений с окружающими. Также достаточно часто выделяют акцентуации характера как фактор формирования виртуальной игровой зависимости. Следует заметить, что данные об агрессивности подростков со склонностью к виртуальной игровой зависимости различаются. В частности, Н.В. Чудова указывает на низкий уровень агрессии, а М.В. Бредихина, напротив, отмечает высокие показатели тревожности и мотивационной агрессии у таких подростков. Д.Г. Рыбалтович по результатам исследования пользователей онлайн игр отметила, что наибольшую вовлеченность в них демонстрируют подростки с циклотимным, гипертимным и эмоцивным типом акцентуации, что соотносится с особенностями подростков с игровой зависимостью. Кроме того, автор выделила в качестве одной из ведущих личностных особенностей таких подростков высокий уровень реактивной и личностной тревожности, на что указывали и другие авторы при анализе игровой зависимости. Кроме того, согласно результатам исследования автора, такие подростки характеризуются склонностью к резкой смене настроения, совершению немотивированных поступков, непредсказуемостью в поведении. В соответствующих обстоятельствах обладают повышенной психической активностью, оптимизмом, могут быть деятельные, инициативные и предприимчивые, предпочитают быть неформальными лидерами, но не способны доводить начатое дело до конца, быть обязательными и ответственными. Они отличаются прожектерством, легкомыслием, неустойчивостью интересов, неумением соответствовать общепринятым нормам поведения. Часто переоценивают свои возможности, имеют склонность к случайному выбору интересов и склонностей, ориентируясь на внешние атрибуты. При пониженном настроении у них снижается уровень работоспособности, неудачи тяжело переживаются. Любая критика в такой стадии вызывает мысли о собственной неполноценности. Им свойственна повышенная чувствительность и впечатлительность, в ситуации крайне неблагоприятных условий жизни впадают в депрессию. При увеличении игровой зависимости у подростка растет уровень личностной и реактивной тревожности, обостряются черты характера по шкалам дистимности, педантичности и тревожности. В меньшей мере проявляются обострение таких черт характера, как возбудимость, эмотивность, циклотимность и экзальтированность. Повышенный уровень акцентуации по шкале эмотивности влечет за собой повышенный уровень по шкале застревания. Черты характера по шкалам гипертимности и демонстративности стираются, исчезают. Другими словами, стремящийся к лидерству, жизнерадостный, деятельный, инициативный и предприимчивый молодой человек, погружаясь в онлайн игры, становиться боязливым и тревожным, снижается уровень работоспособности. У него начинаются циклотимические смены настроений, появляется вспыльчивость, возбудимость, раздражительность, боязливость, пассивность, склонность к депрессии. Следует заметить, что не все авторы акцентируют внимание исключительно на негативных факторах влияния онлайн игр и их деструктивном влиянии на психику играющих. И.Г. Белавина, например, отмечает такие качества увлеченных онлайн играми, как развитие творческих способностей. Таким образом, ролевые онлайн игры могут применяться для развития когнитивной гибкости и креативности. В том, какое влияние оказывают онлайн игры на личность, существенная роль принадлежит уровню включенности подростка в игровую реальность. Н.В. Омельченко выделила ряд личностных особенностей подростков в зависимости от уровня их включенности и опыта участия в онлайн играх:
Автор указывает на то, что увлеченность онлайн играми связана с таким набором психологических особенностей, как ориентация на ценности самостоятельности и безопасности, низкая значимость ценности конформизма и достижения, а также низкая добросовестность (как термин «Большой пятерки»). Таким образом, причины формирования зависимости от ролевых онлайн игр относятся к социальной и психологической сферам жизнедеятельности личности. Большинство авторов, анализируя психологические особенности подростков, зависимых от ролевых компьютерных игр и Интернет-пространства, указывают на совокупность негативных характеристик, таких, как выраженные акцентуации характера, тревожность, эмоциональная напряженность, заниженная или нестабильная самооценка и «образ Я», трудности в коммуникативной сфере. Но ряд авторов указывает на то, что следует различать увлеченность и зависимость как патологию, поскольку наличие опыта онлайн игр связано с такими качествами, как экстраверсия, богатое воображение, склонность к конкуренции.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены