РАЗРАБОТКИ
|
Знакомство с фольклоромМного веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющую ту же роль, которую в дальнейшем выполнила литература. Русский язык ни с чем не сравним по образности, поэтичности, точности. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт вначале, а затем эмоциональное общение, позволяет осветить это общение светом любви и добра. Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени. При входе ребёнка в группу можно сказать: «Ясный месяц появился», если ребёнок пришёл после болезни. Это звучит так же просто и ласково, как другой сказал бы обычное приветствие. Ребёнок улавливает связь пословиц со своим действием: «поспешишь – людей насмешишь» - назидание. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает удовольствие не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в здоровый рост ребёнка, его силу, сметливый ум, красоту например: «Коленька хороший, Коленька пригожий», «Это конь – богатырь для Алёши удальца », «Расти, коса ,до пят , все волосики в ряд» и т.п. В русском языке сложился ряд образных выражений, которые рождаются в живой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них. Становятся самостоятельными, например: конь вороной, коровушка – бурёнушка, алый цвет – маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка – муравушка, зимушка – зима, мороз трескучий, лётчики – соколы, как буря налетела, засвистал соловьём и многие другие слова, выражения, связанные с образами и явлениями родной природы. В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь – это чёрный, блестящий, цвета вороного крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и в глаза бросается его иссиня чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. И хотя малые фольклорные формы состоят из немногих строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, но таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Это и простая рифма и неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицание и обращения к ребёнку или к какому – либо персонажу. Через олицетворение этих персрнажей, их поступков, высказываний подчёркивается любовь к ребёнку, забота о нём. «Рифмой великолепно пользуется живая народная поэзия» - писал С.Я. Маршак. Там рифма появляется то в конце строчек, то в начале; то в виде точной рифмы, то в виде свободного звучания. Вот, например, колыбельная песня, записанная где - то на севере: И ласточки спят, Как чудесно и по значению и по звучанию перекликаются здесь ласточки и касаточки, соколы и соболи. Припевками, приговорками привлекают внимание детей, чтобы их успакоить, развеселить , поговорить. Загадка как форма словестного народного творчества - полезное упражнение для ума. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Народные загадки, несомненно, раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Е.И. Тихеева рекомендует следующее составление загадок о предмете. На стол выставляются несколько игрушек: козёл, петух, лошадь. Для каждой подобрана загадка:
Наблюдения за движением колёс, телеги оформляются в загадку: «Два братца спереди бегут, два братца сзади догоняют». Загадка поэтизирует для ребёнка окружающий для него мир, показывают такие стороны явлений, которые без этого часто остаются незамеченными. Заучивание и произношение скороговорок едва ли не самое интересное занятие для детей. Потребность детей употреблять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но в это же время такие, которыми надо овладеть, особенно этот наблюдается в возрасте от 4 до 6. лет. Эта потребность может быть удовлетворена предложением детям скороговорок: «Коси коса, пока роса», «На дворе трава, на траве дрова» и т.д Гениальными произведениями русского народного творчеста являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. В сказках нашли отражение глубокие нравственные идеи , мечты и убеждения народа. Просто и убедительно сказка говорит о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни, трудолюбивый герой всегда побеждает, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага. Действие народной сказки разворачивается на фоне родной природы. Ребёнок видит и чистое поле, и дремучий лес и быструю речку. Природа как бы сочувствует положительному герою: яблонька, печка укрывают девочку от погони гусей-лебедей, звери и птицы помогают герою преодолеть препятствия. Сказки динамичны и в то же время напевны. Скорость развития событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказки отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпититов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмических поворотов: например, «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает» или «Ах, братец мой Иванушка, тяжёл камень на дно тянет, шёлкова трава ноги спутала, желты пески на грудь легли». (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка). Эти живописные выражения помогают ребёнку запомнить сказку. Образы героев русских народных сказок: хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, Деда Мороза, Иванушки –дурачка, Марьи – моревны, и многие другие входят в жизнь детей, воспитывают добрые чувства. Сказки вводят ребёнка в мир животных, наделённых способностью говорить, думать и поступать по – человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. Волшебные сказки открывают детям просторы для фантазии. Сказки изобилуют весёлыми присловьями: « комар – пискун, муха - горюха» и т.д . Песенно – ритмическое начало придает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, черты необычного, разнообразит его. Песенки и прибауточные присловия так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико – игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания. В волшебной сказке привлекательными являются как развитие действия, сопряжённое с борьбой светлых и тёмных сил, так и её чудесный вымысел. В особенности трогает судьба героев, поставленных в различные «…Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась – загулялась и братца унесли гуси –лебеди». «…Братец Иванушка не послушал сестрицы и напился водицы из козьего копытца и стал козлёночком». В сказке изображаются и жизненные отношения. Народ излагает их в простых и ясных формулах: «Как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль»); «В согласном стаде волк не страшен»(«Зимовье зверей»); «С умом жить – тешиться, а без ума - мучиться» («Лисичка - сестричка и серый волк»). Сказка даёт много поэтического наслаждения. В сказке обычно открывается характерный зачин: «Жили были старик со старухой» , «В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицею, и была у них дочь Марья-моревна», «Жили три брата: двое-то умных, а третий дурак». Заканчивается сказка традиционной концовкой: «Стали жить- поживать да добра наживать», «И я там был мёд – пиво пил, по усам текло а в рот не попало». Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, его культурой. Устное народное творчество в течение долгого времени передавались из уст в уста, из поколения в поколение, приобретало традиционные устойчивые формы композиции и выразительности языка. Для детей дошкольного возраста устное народное творчество является наиболее понятной и доступной формой знакомства с окружающим миром и литературой.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены