РАЗРАБОТКИ
|
Агрессия и агрессивностьНа данный момент существует некоторая неопределенность понятий «агрессия» и «агрессивность». Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе становления проблемы изучения агрессивного поведения человека, данные термины употреблялись как синонимы. Затем, по мере расширения социально-психологических знаний о феномене человеческой агрессии, стали определяться границы между понятиями «агрессия» и «агрессивность» и фиксироваться определенная система отношений между ними. На данный момент агрессия как психологическое явление выступает как более широкое понятие по отношению к понятию «агрессивность», которое непосредственно раскрывается через понимание агрессии как психологического явления. Вторая проблема, которая прослеживается в результате исследования литературы по проблеме агрессивности – это проблема определения содержания понятий «агрессия» и «агрессивность». Термин «агрессия» подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Т.е., все проявления агрессии связаны с другим человеком и реализуются в форме поведенческого акта, так как проявляется, прежде всего, в форме активности. Некоторые американские исследователи агрессии отмечают, что для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и то, как он переживается. Однако правомерность включения в понятие «агрессия» ее мотивационных характеристик у некоторых исследователей вызывает большие сомнения. Чаще всего, агрессия, рассматривается как форма поведения, в которой реализуется агрессивность (А. Басс, А. Якубик, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Л. Берковиц и др.), либо как установка к господству (Моррисон), либо как реакция личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). А.А. Реан выделяет две глобальные полярные точки зрения на феномен агрессии:
Большинство современных психологических теорий агрессии относятся ко второй точке зрения. Так З.Фрейд (психоаналитический подход), К. Лоренц (этологический подход), Р. Арди (охотничья гипотеза) рассматривали агрессию как «неотъемлемую и естественную сторону личности, ослабить которую можно путем направления инстинкта в социально-приемлемое русло». Хотя каждый из этих подходов имеет свою точку зрения на причины агрессивного поведения: З. Фрейд, полагал, что источником человеческой агрессии является перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти с самого себя на внешние объекты. К. Лоренц рассматривал агрессию как адаптивное, а не как саморазрушительное поведение. Ардри утверждал, что благодаря естественному отбору появился новый вид человека — охотник: «Мы нападали, чтобы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически». Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессивности . В рамках фрустрационного подхода (Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, О. Моурер и Р. Сирс, С. Розенцвейг, Л. Берковиц) агрессия рассматривалась как реакция на ситуацию фрустрации. Исследователи данного направления исходили из того, что всякая агрессия проистекает из фрустрации – блокирования наличной цели – и всякая фрустрация рано или поздно приводит к прямой или скрытой форме агрессии. Агрессия может выражаться прямо по отношению к источнику фрустрации или смещаться на другого человека или предмет. Впоследствии Л. Берковиц, зная, что в своем первоначальном виде теория преувеличивает значение связи и фрустрации, выдвинул предположение о том, что фрустрация вызывает озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Озлобление нарастает, когда тот, кто вызвал у вас фрустрацию, имел возможность не совершать фрустрирующего действия . Кроме того, фрустрация не является следствием депривации как таковой, как рассматривалось в начале, но возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и уровнем реальных достижений личности . Теория социального научения (А. Бандура) определяет агрессию как «социальное поведение, которое проявляется при определенных условиях при наличии навыков подобного поведения, приобретенных в процессе научения». Согласно данной теории и наш собственный опыт, и наблюдение за успехами других порой убедительно демонстрируют нам, что агрессия приносит определенную выгоду. Таким образом, большинство исследователей различных направлений в изучении агрессии и агрессивности человека, прежде всего, сходятся в понимании агрессии как поведенческом акте.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены