Факторы риска возникновения осложнений и трудностей в поведении и развитии личности ребёнка
Малыхина Галина Алексеевна
КОУ КШИ ВО «Борисоглебский кадетский корпус»,
педагог-психолог, г. Борисоглебск
В подростковом возрасте наиболее высокая вероятность возникновения осложнений и трудностей в поведении и развитии личности. Рассмотрим некоторые факторы риска и сформулируем конкретные рекомендации.
Генетические факторы риска:
Девиантное поведение, алкоголизм и наркомания по наследству не передаются, передается лишь предрасположенность к ним, проявляющаяся в:
нарушении биохимии головного мозга;
депрессивных расстройствах;
расстройствах личности (психопатии);
конституциональных особенностях.
Реализуется предрасположение в отклонении и заболевание или нет — в значительной степени зависит от условий той среды, в которой живет и работает человек.
Рекомендации:
Пройти генетическое консультирование при планировании семьи.
Учитывать имеющиеся генетические особенности в воспитании и образовании ребенка.
Обязательно информировать взрослых об их генетических особенностях.
Врожденные факторы риска:
Употребление психоактивных веществ во время зачатия и беременности.
Психические травмы и чрезмерные стрессы во время беременности; «нежелательная» беременность.
Патология в родах (стремительные роды, слабость родовой деятельности и др.).
Стимуляция родов, кесарево сечение, роды под наркозом без жизненной необходимости.
Рекомендации:
Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики.
Готовиться к родам (правильное питание, физические нагрузки, посещение «школы матери»).
Всегда помнить, что ребенок в утробе матери все слышит и различает физическое и эмоциональное состояние матери.
Посещать женские консультации и консультироваться у акушеров-гинекологов во время беременности.
Обязательно консультироваться у педиатра и детского невролога после родов.
Факторы риска в младенчестве:
Отсутствие телесного и эмоционального контакта с матерью и другими родственниками.
Сенсорная депривация (недостаток новых впечатлений).
Обездвиженность (тугое пеленание, длительное пребывание в манеже или детской кроватке).
Недостаток речевого контакта с ребенком.
Несоблюдение режима дня и питания.
Избыток или недостаток впечатлений.
Рекомендации:
1. Помнить:
в каком психическом состоянии находится мать, в таком психическом состоянии будет находиться ребенок;
ребенок усваивает информацию даже тогда, когда вам кажется, что он не реагирует;
структура личности человека формируется в возрасте до трех лет.
2. До одного года основной канал поступления информации — тактильный (осязательный), проявляющийся через движение (моторику).
3. Разговаривать — человеческая речь детей завораживает; ребенок, прежде всего, воспринимает эмоциональную окраску речи, даже если не до конца понимает ее смысл.
4. Нельзя повышать голос на ребенка.
Факторы риска в возрасте 3—5 лет.
Избыточная двигательная активность в сочетании с дефицитом внимания.
Повышение внутричерепного давления.
Злоупотребление техническим образованием в ущерб культурно-мифологическому воспитанию.
Неконтролируемый просмотр телевизионных программ, видеозаписей (фильмов ужасов, эротики, рекламы, мультфильмов с агрессивным поведением героев).
Раннее приобщение к компьютерным и другим виртуальным играм.
Потворство любым пожеланиям детей.
Неконтролируемое поведение родителей в присутствии ребенка.
Рекомендации:
Контролировать информсреду ребенка.
Разговаривать с ребенком на литературном языке.
Читать сказки.
Использовать двигательные и интеллектуальные игры.
Не разрешать детям манипулировать родителями.
Соблюдать баланс поощрений и наказаний.
Совместный труд — дети любят трудиться, даже если при этом они бьют посуду.
Не загружать ребенка «взрослыми» проблемами, которые он не в состоянии осмыслить.
Своевременно консультироваться у детского невролога, психолога или психиатра.
5. Факторы риска в организованных детских коллективах:
Оторванность детей от семейной среды.
Скученность детей в помещениях детских садов.
Агрессивные формы поведения детей и воспитателей.
Незанятость в течение дня, особенно в ясельных группах.
Обездвиженность детей на уроках в первых классах школы.
Неусвоение учебного материала, что влечет за собой изоляцию в коллективе и в семье .
Рекомендации:
Постепенно в игровой форме вводить ребенка в коллектив.
Постоянно оценивать психологическое состояние ребенка и обсуждать с ним возникшие проблемы, даже если родители не могут изменить ситуацию.
Родители должны:
пытаться участвовать в жизни детских коллективов, что повышает социальный статус детей;
наладить благожелательный контакт с воспитателями и учителями;
подружиться с друзьями своих детей, аккуратно воздействовать на их взаимоотношения.
Проводить совместные семейные обсуждения как личных проблем, так и общественной и культурной жизни.
Организовывать совместный труд, в том числе по приготовлению домашних школьных заданий, с постепенным приучением к самостоятельности.
Четко объяснять ребенку его права и обязанности в семье и среди сверстников в коллективе.
Консультироваться у детского психолога или психиатра.
6. Факторы риска подросткового возраста.
Раннее и быстрое половое созревание.
Депрессии, неврозы, личностные расстройства.
Неудачи в дружбе и любви, дружеская или любовная зависимость от потребителя алкоголя или наркотиков.
Рассогласование уровня притязаний и реализации своих желаний.
Групповая зависимость как вариант искаженной социализации.
Приобщение к маргинальным молодежным субкультурам.
Отсутствие эмоционального контакта с родителями в силу их «занятости» или по другим причинам.
Рекомендации:
Если в предыдущие возрастные периоды жизни ребенка родители были внимательны, то кризис подросткового возраста пройдет без потерь.
Родители должны помнить:
подросток, как весенняя погода, постоянно меняется и ему трудно адаптироваться не только к изменяющемуся миру, но и к собственным переменам;
подросток переживает чувство одиночества и постоянно нуждается в деятельном участии;
если подросток не находит участия в семье, он находит его на улице, в том числе в наркотиках и алкоголе.
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.