РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Рекомендации для педагогов, родителей по готовности будущих первоклассников к обучению в школе

Фридман Галина Абрамовна

Наши рекомендации адресованы педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям будущих первоклассников. Они помогут определить готовить детей к школе и подскажут, как смягчить период школьной адаптации.

М.М. Безруких выделяет следующие методы взаимодействия с детьми.

  • целенаправленные беседы о школе;
  • экскурсия в школу, в класс;
  • рассматривание картины «В школе», иллюстраций и открыток с изображением учителей, школьников, класса, рисунков, сделанных бывшими выпускниками детского сада на данную тему»
  • чтение художественной литературы (рассказа С. Баруздина «Кто сегодня учитель?», А. Барто «Подружки идут в школу» и др.);
  • серия сюжетно-ролевых и режиссерских игр «Школа» с целью формирования положительного отношения к школе, а также формирования мотивов, связанных с учебной деятельностью [Безруких, 2019].

Дадим рекомендации педагогам ЛОУ и родителям:

  • предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть они делают «открытия» сами, не спешите преподносить им знания в готовом виде;
  • создавайте положительный эмоциональный фон. Пусть каждый ребенок ощущает свои успехи. Не забывайте отмечать его рост и старание;
  • не позволяйте, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность;
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми (только с ним самим);
  • поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику почувствовать значимость его нового положения;
  • развивайте у детей умение жить в обществе сверстников и взрослых (стать социально и эмоционально компетентным);
  • удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками);
  • стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх;
  • поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем). Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым;
  • помогите развить ребенку интеллектуальные способности (он должен научиться самостоятельно анализировать, рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности);
  • показывайте необходимость каждого знания, приводите примеры;
  • повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее;
  • не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности;
  • постепенно увеличивайте длительность занятий;
  • формируйте у ребенка уверенность в своих силах;
  • учите ребенка сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия; описывать различные свойства окружающих его предметов; узнавать предметы по заданным признакам; разделять предметы на группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков;
  • помните, что игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение развивает у ребенка мыслительные операции: обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Произвольное внимание развивается в результате упражнений:

  • выкладывания узора из мозаики;
  • выкладывания фигуры из палочек по образцу;
  • исключения лишнего;
  • нахождения различий в двух похожих картинках;
  • нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
  • нанизывания бусинок по образцу;
  • срисовывания по клеточкам;
  • нахождения одной буквы в газетном тексте.

Для оптимизации памяти:

  • проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен;
  • при заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух;
  • заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает положительное влияние на память.
  • при появлении у ребенка признаков утомления, сделайте перерыв.

Для развития восприятия научите ребенка:

  • различать цвета и их оттенки;
  • различать форму предметов и геометрические фигуры;
  • делить геометрические фигуры на равные части;
  • сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте);
  • выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
  • сравнивать предметы, различные по величине;
  • различать и называть части суток, их последовательность;
  • понимать значение слов вчера, сегодня, завтра;
  • знать дни недели, месяцы года.

Для развития пространственных представлений:

  • научите различать правую и левую руку, перенося понимание «правого» -«левого» на окружающее пространство. Попросите ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, предложите будущему первокласснику описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д.;
  • учите детей выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам;
  • научите ориентироваться на листе бумаги (что находится вверху, внизу, справа, слева); комнате, квартире;
  • познакомьте ребенка с частями суток, их последовательностью, днями недели и их последовательностью, названиями месяцев года;
  • ребенок должен уверенно отвечать на следующие вопросы:
  • В каком городе (поселке, деревне) ты живешь?
  • Назови свой адрес. На каком этаже ты живешь?
  • Сколько этажей в вашем доме?
  • Какие улицы (проспекты) находятся рядом с домом?
  • Какой транспорт проходит вблизи вашего дома? Остановки какого транспорта расположены около вашего дома?
  • Как называются остановки транспорта?
  • Какие магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?
  • познакомьте ребенка с наиболее безопасным путем в школу, на игровую площадку, в магазин и выполнением правил дорожного движения.

Для развития мелкой моторики советуем выполнять следующие рекомендации:

  • ребенок должен уметь считать от 0 до 10 (прямой и обратный счет). Предложите ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Процесс счёта будет осознанным;
  • ребенок должен осуществлять простейшие математические операции в пределах 10: складывать и вычитать;
  • ребенок должен знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести;
  • ребенок должен знать сказки, стихи, поговорки, загадки;
  • ребенок должен иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели;
  • ребенок должен уметь копировать с образца (действовать по образцу). Нарисуйте в тетради в клетку узор и попросите ребёнка его продолжить;
  • ребенок должен уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее. Предложите ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». Ребенок должен объяснить свой ответ.

Учите ребенка:

  • разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь;
  • нанизывать бусинки, пуговки на нитки;
  • завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках;
  • штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками; резать ножницами (желательно небольшого размера);
  • конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать; рисовать узоры по клеточкам в тетради;
  • заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др.);
  • хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
  • катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
  • делать пальчиковую гимнастику.

Подготовка детей к школе в ДОУ включает в себя две основные задачи:

  • всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое);
  • специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Назовем задачи, стоящие перед педагогами ДОУ, по формированию готовности к школе:

  • вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);
  • развитие ответственности, самостоятельности, старательности;
  • воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);
  • формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

М.В. Гамезо считает, что 80% интеллекта формируется до 8 лет [Гамезо, 2018].

Поэтому к организации воспитания и обучения старших дошкольников в условиях ДОУ выдвигаются высокие требования.

Таким образом, развивая у ребенка интеллектуальные и коммуникативные способности, педагоги ДОУ и родители помогут будущему первокласснику быстро и безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в школе, распорядка дня.

Рекомендуемая литература
Безруких М.М. Ступеньки к школе /М.М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2016. –105 с.
Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? /М.М. Безруких. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 123 с
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 2018. – 143 с.
Буре Р.С. Готовим детей к школе / Р.С. Буре. – М.: Педагогика. 2020. – 112 с.
Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар. – М.: Академический Проект, 2017. – 256 с.
Выготский Л.С. Детская психология /Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2017. – Т.4. – 432 с.
Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии /П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. – М.: Педагогика, 2016. – 187 с.
Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология /М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 512 с.
Гордиец A.B. Готовность ребенка к школе /A.B. Гордиец. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 123 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе /Н.И. Гуткина. – Москва: Академия, 2020. – 208с
Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе //Начальная школа, 2018. – №4. – С.11-13.
Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе //Дошкольное воспитание. – 2020. № 8. – С. 14-16.
Захарова Л.Е. Диагностика речевого развития дошкольников в условиях ДО //Дополнительное образование и воспитание, 2019. – №9. – 37 с.
Зеньковский В.В. Психология детства /В.В. Зеньковский. – Екатеринбург: Деловая книга, 2017. – 346 с.
Как подготовить ребенка к школе. Ситуации, упражнения, диагностика
/Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Ось, 2018. – 80 с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2015 – 256 с.
Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа «Я» дошкольника /М.В. Корепанова. – Волгоград: Перемена, 2020. – 200 с.
Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 2019. – 94 с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2020. – 152 с.
Куликова Т.А. Дошкольная педагогика /Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2020. – 414 с.
Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика /Ю.В. Микляева. – М.: Владос, 2018. – 264 с.
Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе /Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: Педагогика, 2017. – 234 с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка /Ж. Пиаже. – М.: Академия, 2018. – 448 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Синтез, 2015. – 208 с.
Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы /под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2015. – 128 с.
Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика /Н.П. Сазонова. – М.: Детство-Пресс, 2020. – 272 с.
Сластенин В.А., Иваев И.В., Шиянов Е.Н. Педагогика – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 544 с.
Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»? Справочник для родителей будущих первоклассников /М.И. Степанова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2020. – 130 с.
Турченко В.И. Дошкольная педагогика /В.И. Турченко. – М.: МПСИ, 2021. – 256 с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология /Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2020. – 336 с.
Ушинский К.Д. Педагогическая антропология /К.Д. Ушинский. – М.: Юрайт. 2021. – 224 с.
Холодная М.А. Общие вопросы психологии /М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2019. – 272 с.
Эльконин Д. Б. Диагностика интеллектуального развития детей /Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2017. – 154 с.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены