РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья "Семья и школа: от мирного сосуществования - к эффективному сотрудничеству"Баханова Наталия Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 21 г. Рыбинск Ярославской области. «Viam supervadet vadens». Сенека В потоке многочисленных учительских дел часто поддаешься искушению остаться просто…БЕСКРЫЛЫМ… Лет пятнадцать назад, на заре своей педагогической деятельности, я совершенно серьёзно верила в то, что знаю о воспитании всё. Ну, почти всё. В один из дней учебного года я возвращалась из школы. Городской транспорт располагает к размышлениям. Вот и тогда – мысли, планы, идеи… Где-то недалеко от меня разговаривали две пожилых женщины. Вероятно, давно знакомые, они не виделись много лет, и теперь рассказывали друг другу о своей жизни. Одна сетовала на сына, жизнь которого, по-видимому, сложилась не очень успешно. Я не прислушивалась, но невольно слышала обрывки фраз. Свой рассказ женщина закончила словами: «И чему его только в школе учили?» Тут меня словно током пронзило. И, совершенно не испытывая никакого сострадания к бедной женщине, я подумала с возмущением: «Какое отношение школа имеет к неудачам Вашего сына? Воспитывать надо было лучше…» Внутренне вдоволь навозмущавшись, я решила: « Ну, уж я-то ни на кого не буду надеяться в воспитании своих детей!» Прошло лет пять. Моя дочь уже посещает детский сад, а я снова в школе. Опять мысли, планы, идеи… Стало стыдно… за жестокие мысли тогда и свои нынешние лень и слабость. Однако вместе с тем пришло понимание: родители готовы доверить педагогам самое дорогое, что у них есть, своих детей. Это ДОВЕРИЕ дорогого стоит! И в умелых руках оно способно творить настоящие чудеса. «В наше время девочки из-за троек плакали!» Свою первую итоговую тройку я получила на первом курсе в институте. Вытянув билет, поняла, что не знаю «на отлично», испугалась и… не стала отвечать. При пересдаче ответила «на хорошо», но балл сняли, в итоге – «три». Приехав домой, я рыдала полчаса. Казалось, мир рушится… Моя дочь прекрасно рисует, преподаватель художественной школы говорит, что она одарённый ребёнок и большая умница. А по математике у нас «тройка». Мой супруг говорит: «Когда я учился в школе, девочки из-за троек плакали». А меня жутко злило, что моя дочь (о, ужас) не «хорошистка». До тех пор, пока я не поняла: меня терзают собственные амбиции. И как часто видишь взрослых, чьё самолюбие ущемлено тем, что их дети не успевают так, как им хотелось бы. Я знаю, я прошла через это… Когда ребёнок успешен, всем хочется быть сопричастным. А если неуспех? Что греха таить, каждый из нас хоть раз говорил: «Он дома ничего не делает. Родители ребёнком совсем не занимаются». Я и сама склонна была предполагать, что неуспешность моего ребёнка по математике – вина учителя. (Ещё бы! Признать то, что ты уделяешь мало внимания собственному ребёнку, не всем по плечу). Но никогда нельзя говорить при ребёнке, что его учитель некомпетентен. Были у меня лет десять назад два ученика: очень неглупые ребята. И мамы их с высшим образованием. Но вздумалось этим мамочкам «косточки перемывать» учителям своих мальчиков. Вот так они, сидя на кухне (поскольку дружили) и проводили вечера: ругая, «на чём свет стоит» наставников своих гениальных детей. А те и рады были поверить, о чём радостно рассказывали и мне, и одноклассникам. Знаю, и мне не раз доставалось в их разговорах. У меня тогда не хватило смелости вызвать их на откровенный разговор. До сих пор виню себя за это… Сначала в глазах этих мальчиков упал авторитет учителя, а позднее, в подростковом возрасте, и сами мамы утратили прежний авторитет. Непросто потом нам было его восстанавливать… Любой член коллектива, будь то семья или класс, должен иметь шанс быть услышанным. НЕ ЖАЛЕЙТЕ ВРЕМЕНИ. Позвольте высказаться детям, родителям, делитесь своими переживаниями. Недомолвки – враг взаимопонимания. Но требуйте мотивированных суждений, не допускайте пустой болтовни! Вместе стремитесь к истине! Номер моего телефона есть в записной книжке родителя любого из моих учеников, кто пожелал его иметь. И если есть недопонимание между взрослыми, (а оно так или иначе периодически неизбежно), то решается оно, прежде всего взрослыми. Не опускайтесь до взаимных обвинений. Искры недоверия способны разгореться в огромный пожар, испепеляющий искренность и взаимопонимание. Семья и школа… Две составляющих воспитания с общим субъектом – ребёнком. Как в семье, так и в школьном коллективе: без взаимоуважения нет шанса на успех. Но как прийти к нему, искреннему и настоящему? И опять-таки все начинается с доверия. Не жалейте времени на тех, кем дорожите, и вместе с необыкновенной радостью общения вы приобретете бесценный опыт и долгожданное, столь необходимое, ДОВЕРИЕ. Потратьте выходной на общение с детьми и их родителями. Возьмите с собой членов своей семьи. Пусть ребята видят, что вы – обычный человек, пусть родители убедятся, что вам можно довериться. Рассказывайте о себе, своих увлечениях, истории из опыта преподавания. Будьте искренними, и получите взамен искренность. Помогите понять родителям, что ваше общение с их детьми – это не просто работа… Особенно любим мы зимнее катание с гор. Мы ВМЕСТЕ играем в снегу в футбол, жарим сосиски на костре, радуемся общению. Только в непринуждённой обстановке внешкольных мероприятий можно открыться и приблизиться к вожделенному доверию. Такое общение показывает детям, что окружающие их взрослые уважают друг друга, а значит, и им, детям, можно довериться, не боясь, что будут не поняты. Но не рассчитывайте, что так просто заслужить их уважение. Прежде вам предстоит принять множество решений, совершить множество поступков, сказать сотни нужных слов без малейшего намёка на несправедливость. Более того, представления о справедливости у людей разные, как и сами они. Поэтому не жалейте времени на то, чтобы объясниться. Сопоставьте факты вместе, вместе примите решение. А вдруг Вы сами не правы? Я убеждена, что в процессе сотрудничества семьи и школы формы работы (при всём их многообразии) не так важны, как мотивация, с которой участники диалога вступают в общение друг с другом. Поэтому важно понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за своих детей, важно суметь встать на место ребенка и посмотреть на мир его глазами. Надо стать частью семейной микросреды своих учеников и сделать родителей ученика – частью его школьной микросреды как участников общего педагогического процесса. Главное, чтобы не угасала потребность в общении и оно было искренним. И тогда неизбежно придёт вознаграждение в виде осознания счастья от того, что делаешь. А если всё же сильно искушение остаться просто…БЕСКРЫЛЫМ…, я просто вспоминаю, что каждый из них, моих учеников, независимо от степени своей успешности, - чья-то «мамина радость» …
Всего комментариев: 44
1
Анна23 • 12:38, 16.10.2013
2
dbrecz • 20:17, 31.10.2013
3
Porl_King • 13:43, 23.11.2013
4
rfhbyf • 15:29, 24.11.2013
5
ПучковД • 17:34, 24.11.2013
6
callin • 18:16, 24.11.2013
7
patty • 21:54, 24.11.2013
8
Oliver_Wood • 07:21, 25.11.2013
9
Recreant • 08:32, 25.11.2013
10
bahan1809 • 19:24, 25.11.2013
11
AlyonaRyb • 10:38, 26.11.2013
12
vektor • 19:11, 27.11.2013
13
ФедорДостоевский • 13:50, 29.11.2013
14
Ванька • 12:48, 01.12.2013
15
nikdzhigurda • 13:17, 07.12.2013
16
фрида • 16:01, 08.12.2013
17
werrio5 • 14:03, 09.12.2013
18
Ирина_Евгеньевна • 15:47, 09.12.2013
23
bahan1809 • 16:09, 10.12.2013
19
britneyspears • 17:41, 09.12.2013
20
LiliK • 19:32, 09.12.2013
21
• 19:45, 09.12.2013
22
BritneySpearsIsWorking • 23:21, 09.12.2013
24
Haribo • 20:57, 10.12.2013
25
100Кира • 19:40, 11.12.2013
26
ValeI • 20:37, 12.12.2013
27
Dar88 • 22:11, 12.12.2013
28
IrOz • 01:11, 13.12.2013
29
rhfcjdth • 19:57, 13.12.2013
30
Поттер • 00:47, 14.12.2013
31
vanusha1941 • 13:26, 14.12.2013
32
NP94 • 18:48, 14.12.2013
33
gale4kahot • 20:23, 14.12.2013
34
Лопушок • 20:30, 14.12.2013
35
Паулина • 20:54, 14.12.2013
36
Gorina • 21:54, 14.12.2013
37
Шор • 22:17, 14.12.2013
38
PU • 22:37, 14.12.2013
39
wolk98 • 22:53, 14.12.2013
40
just • 22:54, 14.12.2013
41
nastya777 • 22:59, 14.12.2013
42
thtvf • 23:39, 14.12.2013
43
arinaarina • 19:32, 15.12.2013
44
NoName • 19:40, 15.12.2013
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены