РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья "Давайте отучим ругаться детей или «не ругайся» как заповедь"
Хачак Фатима Долетчериевна,
заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 70 Большую социальную значимость на сегодняшний день играет целенаправленное общение школы и семьи. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями. Для успеха в семейном воспитании необходимо повседневное, систематическое и целенаправленное общение родителей с детьми. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот мир. Ребенок перенимает от родителей множество личностных черт, которые становятся фундаментом для его дальнейшего самоопределения и идентичности. Название данной статьи - это призыв к взрослым, родителям, бабушкам и дедушкам. Ибо все они имеют отношение к воспитанию детей и подростков. И мы продолжаем говорить о таком злободневном явлении нашей повседневной жизни как мат, который стал русским и национальным бедствием. Ведь он действительно вездесущ. Этот навязчивый пласт речи звучит на улицах, в учебных заведениях из уст детей и подростков. Порой на матерном языке объясняются средь бела дня и взрослые, не обращая внимания на то, что кругом люди. Постоянная ругань и упреки в адрес ребенка негативно сказываются на его лексике. Ребенок осознает, что бить старших нельзя, а сказать что-нибудь матерное про себя или вслух он может. Вот отсюда и зарождаются и дают ростки эти нехорошие слова. Ведь, наверняка, многие обращали внимание на то, как бабушки или дедушки учат своих внуков и внучек ругаться матом или произносить вслух нелитературную лексику. Да простит меня добрая половина уважаемого старшего поколения, но то, что я пишу,- это правда и имеет место в повседневной жизни. И о чем думаете, Вы, уважаемые родители и не менее любимые бабушки и дедушки, обучая ребенка показывать комбинацию из трех пальцев или последнее веяние иностранных фильмов - средний палец? Вы же видите это, но сидите и умиляетесь любимому чаду, который запомнил и повторяет из просмотренного явно не по возрасту фильма жесты и слова. Многие могут возразить, что не все дети такие невоспитанные и не все родители одинаковые. И будут правы. Здесь уместно вспомнить такую науку, как психология, согласно которой психическое развитие ребенка протекает по двум мотивационным группам: социальной и биологической. И именно в социальной сфере следует искать отклонения ребенка в речевом поведении. Обучаясь в начальной школе, дети употребляют матерную речь в дразнилках, обзывательствах и поговорках. Истоки этого следует искать в его окружении, то есть в семье и компании сверстников. Младшие школьники очень сильно стараются быть похожими на своих родителей, подражая им во всем. А из этого следует, что при низком уровне речевой культуры в кругу семьи жаргонизмы распространяются очень быстро. Если ребенка не любят дома, сверстники не признают в нем лидера, то во время игр он становится агрессивным и деградирующим существом. И учеба у него оставляет желать лучшего, на него наваливается куча проблем, решить которые он в одиночку не может. И он, страдая от собственной беспомощности и бессилия, пытается спрятаться от всех с помощью матерных слов, не пуская в свой внутренний мир никого. И он утешает себя тем, что он лучше всех в классе ругается матом. Подростки заняты поиском своего места под солнцем. Им необходимо самоутвердиться. Они стремятся быть как взрослые, жаргонные словечки употребляются и к месту, и не к месту. Главное, чтобы их было много в каждом предложении. Предметом обсуждения становится половая система человека, оплодотворение и зачатие ребенка, генитальная тематика. Подростки пытаются упростить научные названия некоторых биологических процессов, прибегая к нелитературной лексике и вульлгаризмам. Повседневное использование нецензурных слов в речи для выхода эмоций становится нормальным явлением. Появляются еще к тому же похабные анекдоты. Мат в повседневной речи для подростка уже стал обыденным явлением. А где же мы с вами? Родители, общественность? Мы упорно делаем вид, что не слышим на улице этих нецензурных восклицаний и посланий, не видим надписей на стенах и заборах. А зачем? Не зная и не видя удобнее жить. И никто не объяснит подростку, что матерными словами он оскорбляет собственную маму, давшую ему жизнь. И во всех нецензурных выражениях мы слышим в адрес матери столько неприличных слов, что хочется спросить- а за что мы с вами так не любим ее, мать нашу! Спросите, как избежать этого? Ответ прост. Прежде всего, нам самим, уважаемые взрослые, необходимо очистить свою речь, а уж потом требовать от младшего поколения уважения к окружающим. Необходимо повысить собственную культуру общения, с тем, чтобы в кругу семьи и знакомых он слышал нормативную литературную лексику. В старших классах, когда тебе шестнадцать или семнадцать лет от роду, жаргонизмы еще остаются в речи, но употребляются как эмоциональный всплеск или в анекдотах. В этом возрасте юноше необходимо понравиться девушке. И вряд ли уважающая себя девушка потерпит рядом с собой матерщинника. А если и понравиться, то она, как говорится, одного поля ягода с ним. Юношам необходимо говорить ежедневно, что к девушке нужно относиться с почтением и не общаться с ней на матерном языке. А девушкам помнить всегда о своей репутации и с достоинством оценивать собеседников. И все-таки жаргонизмы липнут к нам. Мне кажется, что все заключается в следующем: эти слова, произнесенные эмоционально передают емкость сказанного выражения таким образом, что всем все ясно. А может, стоит спросить у сегодняшних молодых людей: хочу ли я, чтобы мои будущие дети общались со мной на жаргоне? Вряд ли мы услышим положительный ответ. Давайте отучим ругаться наших детей! Вместе! Взрослые – родители и педагоги. Если мы не сделаем это сегодня, то завтра возможно уже будет поздно. Но прежде чем что-либо требовать от своих чад, давайте посмотрим сами на себя и прислушаемся к собственной лексике. Всегда ли она литературная и благородная.
Всего комментариев: 1
1
LMina • 18:51, 01.11.2013
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Родителям
Психологические особенности и задачи развития в младшем подростковом возрасте Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями речи к овладению учебной деятельностью День народного единства
День народного единства (4 ноября) - сценарии, классные часы и презентации к празднику |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены