РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья "Отношение родителей к школе"
Куликовская Ольга Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 62 г. Краснодара Семья и школа… Не так давно эти два понятия были неразделимы. В теперешнее время они, по мнению многих, далеки друг от друга. Почему? Для того, чтобы понять специфику отношения родителей к школе, необходимо дать небольшую характеристику нынешних родителей. Возраст данной группы людей разнообразен, однако, большинство из них – это люди поколения 90-х годов, тяжелого времени для всех слоев населения, в том числе и для учителей. До начала 1990 года труд учителя ценился, его уважали, им восхищались, и даже самый отъявленный «шалопай» боялся сделать на уроках что – то плохое, так как дома мог «получить» за простое неуважение к учителю. В 1990 году в школах отменяют пионерские и комсомольские организации. Уже только в результате этого теряется ниточка связи между учителем и учениками. В это неспокойное время начинаются школьные годы наших сегодняшних пап и мам. За годы своей собственной учебы они ясно уяснили, что представляет собой каждый учитель, а даже (если дело происходило, например, в маленьком селе) видели, как живет учитель и вне школы. Невольно собирая досье на каждого учителя, они подрастали, оканчивали школу и, в конце концов, сами становились родителями. И вот уже их ребенок идет в детский сад. Первая встреча с педагогом – воспитателем. Познакомились и, практически, сразу забыли о воспитателе. Почему? Ответ прост: родители вечно заняты, они много работают, и хорошо еще, что раз в три месяца приходят в садик на собрание, а приводит в сад и забирает ребенка чаще всего бабушка, няня или старшие брат с сестрой. Часто родители даже имени воспитателя не знают. Они из-за вечной «нехватки» времени очень редко интересуются и жизнью ребенка в саду, поэтому в наше время нередко и дети не знают, как зовут воспитателя. Когда ребенок впервые появляется в школе, поступив в первый класс, в его жизни происходит много чего непривычного. На смену самым близким людям вдруг приходят чужие, незнакомые, непонятные. Строгие школьные порядки, школьная форма, определенный режим и дисциплина заменяют ласку мамы и бабушки, которые чаще всего находились рядом с дошколятами, их снисхождение. Дома взрослые уделяли внимание только ему одному, а в школе таких – тридцать, а то и больше. Вот и получается, что семья и школа – не союзники, ведущие воспитательную работу в одном направлении, а две совершенно противоположные стороны. Родителям иногда приходится идти против своих традиционных семейных требований, следуя устоявшимся школьным правилам. В семье, например, они обязательно наказали бы двух подравшихся друг с другом детей. Или воспитывали бы их так, чтобы дети никогда не дрались. А случись такая драка у ребенка в школе с одноклассником, и родители, совершенно не задумываясь, советуют: «А ты не жалуйся. Не мог что ли сдачи дать? На кулак надо отвечать кулаком». И ведь именно такие родительские советы оказываются для ребенка более действенными, чем наставления учителей или завуча. В семье каждый родитель говорит своему ребенку, чтобы тот никогда папе с мамой не лгал, говорил только правду, а вот в отношении к школе можно иногда услышать от родителей: «Следи сам за собой. Какое дело тебе до твоих одноклассников, которые плохо себя ведут. Главное, чтобы у тебя все было хорошо». Умные родители всегда помогают учителям оказывать благородное влияние на детей. Они прекрасно понимают, что школьные порядки нельзя отменить, потому что работа здесь идет с массой, а не с отдельными детьми. Хотя много внимания и уделяется учителями для индивидуального подхода к каждому ученику. Таких умных родителей сразу видно на линейке 1 сентября. Это заботливые родители. Их нелегкий путь начинается с первого класса и продолжается до тех пор, пока ребенок не отучился в школе. Они приходят на каждый школьный праздник, на каждое родительское собрание, участвуют во всех классных делах, стараются решить любые школьные проблемы ребенка. Такие родители всегда прислушиваются к советам учителей, никогда не ругаются и считают, что учитель всегда прав. Если вернутся в 90-е годы, то это отличники и хорошисты, которые с уважением относились к своим учителям. Это класс родителей – интеллигентов. Они неравнодушны к образованию и воспитанию своих детей и никогда не отказываются от своих родительских обязанностей и прав. К счастью, таких родителей у нас немало. Как правило, у таких родителей и дети хорошо учатся или стараются делать все, чтобы не оскорбить достоинства учителей и не испортить репутации класса, школы. Другая группа родителей – это люди, совершенно противоположные первой группе. На линейках, на собраниях их не видно никогда, сами в школе появляются, а приходят в учебное заведение, если только их срочно вызвали. Некоторые и этого не делают, стараясь решить все проблемы по телефону. Если же родители все-таки приходят в школу, то, выслушав все замечания со стороны педагогов по отношению к своему ребенку, тут же начинают защищать свое чадо, еще и вылив на учителя ушат грязи. А если дело в сельской местности происходит, то и все, так называемые житейские, грехи учителя вспомнят. У этих родителей будут виноваты все, кроме их ребенка. Разговора не получится, кроме оскорблений и нареканий в свой адрес учитель ничего не услышит. Все бы ничего, но ситуация усложняется тем, что дома этот поток оскорблений будет услышан самим ребенком, который сделает выводы, что вот этого учителя можно уважать, а вот этот - удостоен «чести» выносить унижения. Мало того, родители сами невольно становятся виновниками того, что их чадо продолжает вести себя в школе ужасно, но теперь еще и с родительской поддержкой: «Вы не имеете права …». Забыв об обязанностях ребенка, они говорят только об их правах. Это такой негативный пример родительской любви к своим чадам и ненависти к учителям. Есть и другая, на мой взгляд, просто опасная группа родителей. В моей собственной практике была мама, которая занималась воспитанием ребенка в состоянии постоянного опьянения, жестоко избивая его даже за полученные им «четверки». Конечно, разговоры и работа с ней велась не только на школьном уровне. Но, представляете, к какой страшной трагедии в жизни ребенка это могло привести. Четвертая группа - это равнодушные к другим детям и жестокие родители. «Мой ребенок всегда прав», - говорят они, даже не задумываясь о последствиях. А результат этого – в школе их ребенок постоянно избивает одноклассников. Учителя бьют тревогу, но родители остаются непреклонны. «Если бы учителя постоянно не ставили в пример классу эту Машу, которую нашли избитой во дворе одной из школ, ничего такого и не было», - услышала я однажды в разговоре двух мам в автобусе. Услышала и ужаснулась. Каким страшным будет поколение детей, которых они вырастят! И, поверьте, эти дети будут относиться к учителям еще хуже, чем их родители. На сайте одной из школ Тверской области я увидела опубликованные результаты опроса родителей «Ваше отношение к школе». В процентном содержании получилось следующее. Начальная школа: положительное отношение - 76 %, отрицательное – 12 %, равнодушное – 12 %. Среднее звено: положительное отношение - 58 %, отрицательное – 24 %, равнодушное – 18 %. Старшее звено: положительное отношение - 55%, отрицательное – 12 %, равнодушное – 23 %. Если посмотреть на результаты, то получается, что самое большое число отрицательного отношения к школе – в среднем звене. И это не случайно, ведь в начальной школе дети еще радуют своих мам и пап хорошими оценками, примерным поведением, поэтому и отношение к школе хорошее. В старших классах дети уже сами понимают, что впереди – экзамены, и вести себя плохо, скандалить с учителями, вроде как самому себе хуже сделать. А в среднем звене и успеваемость учащихся падает, и поведение оставляет желать лучшего. Учителя жалуются родителям, а родители винят во все учителей. В одном из восьмых классов нашей школы на родительском собрании всех присутствующих мам и пап попросили написать имена и отчества учителей, преподающих в этом классе. Из двенадцати присутствующих, только одна мама написала все верно. Вот вам и отношение к школе. Не секрет, что именно от учителей приходится часто слышать, что родители, сдав детей в школу, считают свои родительские обязанности исчерпанными и совершенно перестают интересоваться, как учится, как ведет себя или чем занимается их сын или дочь в школе. Но ведь причиной негативного отношения родителей к школе и учителям бывают нередко и сами педагоги. Одна мама, отвечая на вопрос вызвавшего ее завуча, почему она постоянно игнорирует родительские собрания, сказала: «Я не буду ходить на собрания этого учителя, потому что кроме постоянных нареканий в адрес моего ребенка и нудных наставлений родителям, мы там больше ничего не слышим и не видим. Почему бы за три года, которые мой ребенок учится в этом классе, не сказать о нем хоть что-то положительное? Почему бы не сказать мне о моем ребенке что-то отрицательное наедине, задержавшись после собрания, а не выносить все эти разговоры на всенародное обсуждение?» И ведь эта мамочка совершенно права. Признайтесь честно, уважаемые коллеги-педагоги, часто ли мы проводим интересные тематические собрания для родителей? Привлекаем ли для их проведения социальных педагогов, участковых, врачей и т.д.? Раздаем ли родителям после каждого собрания памятки, которые помогут обратить внимание на какую-либо проблему в воспитании детей? Согласитесь, что нет. А о проведении совместных с родителями соревнований, походов в кино, музеи, выездов на природу, приглашений родителей на уроки мы вообще забыли. И после этого мы все очень хотим, чтобы родители относились к нам с должным уважением?! Конечно, нельзя отказывать родителям в их стремлении интересоваться школой, где получают образование их дети. И если мы говорим, что принимать непосредственное участие в школьной жизни, заниматься воспитанием своих детей, посещать родительские собрания, своевременно откликаться на просьбы учителей – их прямая обязанность, то тогда родители должны иметь право критиковать школу, высказывать о ней свои суждения. Естественно, не во всех вопросах образования и воспитания компетентны родители наших учащихся и поэтому не обо всем могут судить, но есть в школе вещи, доступные оценке каждого разумного родителя. Только вот критиковать учителей, высказываться о внутренних порядках и жизни школы родители должны тактично, грамотно, осторожно, без криков, склок и скандалов. И научить их этому тоже можем мы, учителя. Да, да, именно мы. А кто же еще? Растолковывать, спорить, объяснять, приводить весомые аргументы и, что самое главное, быть примером родителям в своем поведении. Это большой педагогический труд. Но он не бесплоден. Чем чаще учителя будут не просто ругать своих учеников, а выступят союзниками родителям, тем чаще родители станут интересоваться школьной жизнью, ценить труд педагогов и всячески помогать школе в ее благородном влиянии на детей.
Всего комментариев: 6
1
• 15:02, 30.10.2013
2
Саида • 19:31, 30.10.2013
3
Katya201301 • 13:10, 01.11.2013
4
daniil2001 • 16:06, 03.11.2013
5
daniil2001 • 16:09, 03.11.2013
6
kirill_zorro • 10:58, 16.11.2013
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены