РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья "Особенности взаимодействия семьи и школы как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних."
Песочина И.А
Социальный педагог, классный руководитель ГБОУ СОШ №476
Педагогический коллектив школы №476 считает очень важным наладить продуктивное взаимодействие с родителями учеников, т.к. только объединившись, можно достигнуть положительного воспитательного эффекта. Педагоги школы давно используют традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы с родителями. Это и тематические родительские собрания, и совместные соревнования, выезды на экскурсии, праздники…Остановимся на некоторых формах взаимодействия с семьями учащихся, которые мы считаем находкой коллектива школы. В рамках реализации принятой в 2008г. программы «Приоритет», были поставлены новые задачи, найдены новые приемы, расширился спектр методов взаимодействия с родителями учащихся. Саму программу «Приоритет» и ее ядро – клуб «Правовед» можно рассматривать как плод раздумий и творческого поиска родителей. Идея появления этой программы возникла у учителей, чьи дети учатся в нашей школе, то есть у самих родителей. Учителя – родители обсуждали варианты детского клуба правовой направленности на классных часах и на Совете старшеклассников. Так постепенно идея получила смысловое и организационное оформление. На первом общешкольном родительском собрании было объявлено о новом направлении работы школы. Многие родители выразили готовность помочь. Все дети, которые захотели заниматься в клубе «Правовед», получили направление, которое они подписали у родителей. Вторым этапом были испрошены возможности участия родителей в деятельности клуба. Таким образом, мы сразу обозначили активную роль родительской общественности в деятельности школы по профилактики противоправного поведения. Так в 476 школе Колпинского района сложилась своя двухуровневая система работы с семьями учащихся по данному направлению. Первый уровень – самый широкий, т.к. работа здесь охватывает всех учеников и носит образовательную, просветительскую направленность. Роль родителей заключается в организации и участии в запланированных мероприятиях. Мы с благодарностью принимаем помощь родителей, чьи профессиональные знания можно использовать для правового воспитания. Так в рамках недели «Его Величество Закон» состоялись беседы с родителями – юристами (о правах и обязанностях несовершеннолетних) и врачами (о здоровом образе жизни). Проводилась операция «Почтовый ящик», в ходе которой дети опускали себе в почтовый ящик памятку для родителей, разработанную коллективно на классных часах. Во многих семьях прошло бурное ее обсуждение на семейном совете. «Ящик вопросов» помог педагогам понять, что беспокоит наших детей и их родителей, какие еще вопросы выпали из поля зрения Службы сопровождения. Мы считаем «Ящик вопросов» очень интересным и полезным своим изобретением. Однако, во всех этих делах участвуют, как правило, самые активные и социально благополучные родители. К сожалению, в школе много и других семей. Второй уровень – это индивидуальная работа с учащимися, вызывающими беспокойство, и с их родителями. И очень важно не пропустить ни одну такую семью, не оставить ни одного «трудного» ребенка без особого внимания. А таких детей в школе не мало. Педагогический коллектив школы №476 рассматривает как кризисные следующие проблемы, наиболее часто имеющие место у учащихся и их семей в настоящий момент: 1. Критическая ситуация в семье:
Работать с такими семьями не просто, и выполнить ее можно, только объединив усилия всех субъектов профилактики. В школе №476 есть счастливая возможность напрямую взаимодействовать со школьным инспектором. Человек в форме вызвал яркий интерес у детей. Таким образом, присутствие человека в погонах в коридорах 476 школы было воспринято всеми положительно. Учителя видели в нем помощь социальному педагогу, классным руководителям, администрации школы в решении наиболее сложных вопросов с родителями и учениками. Учащиеся поняли, что инспектор не только карает, но поможет, подскажет, как поступить в различных ситуациях, всегда отстаивает интересы подростков. Постепенно сформировалась группа учащихся, которые стали чаще заглядывать в кабинет социального педагога, где расположился и школьный инспектор. Дети приходили рассказать о конфликтах в классе, дома, во дворе, посоветоваться, найти выход из создавшегося положения. Учителя стали отмечать, что дети больше интересуются правовыми вопросами, пытаются дать свою правовую оценку, предложить свой выход из ситуаций. Мы решили использовать эту ситуацию в воспитательных целях. Так возникло новое направление в деятельности клуба «Правовед». В основной костяк клуба входят ученики, которые уже совершили правонарушения или из неблагополучных семей. Поэтому у них есть свой негативный опыт, свои примеры неправильного поведения, которые можно использовать в беседах с другими детьми. Мы стали организовывать «случайные» встречи в кабинете «сложных» родителей и старшеклассников из клуба. Получались интересные беседы, приносящие пользу обеим сторонам. Пока в школе есть 4 ученика, которым можно доверить любой разговор с другим ребенком, попавшим в сложную ситуацию или совершившим плохой поступок. Мы стараемся привлечь на свою сторону для такой работы и подготовить других ребят из клуба «Правовед». Родители этих «присяжных заседателей» знают и приветствуют такую деятельность детей, отмечая, что ребята становятся более серьезными и приучаются анализировать поступки. Практикуются в нашей школе индивидуальные «домашние задания» - правовые задачи, взятые из рассказов учеников о своих проблемах, для обсуждения с родителями и поиска выхода. Позже происходит обсуждение разных родительских позиций и поиск общего оптимального решения. Регулярно родители получают направление для своих детей в различные кружки и секции, где мы просим написать их мнение о занятости ребенка после уроков и его интересах. Все это очень «штучная», кропотливая работа, результат которой не будет виден сразу. Однако без нее не добиться положительных сдвигов в воспитании и развитии ребенка. Даже если одна «неблагополучная» семья в результате наших усилий встанет на путь исправления, если кому-то из детей станет чуть комфортнее в школе и дома, мы будем считать свою работу не бесполезной.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены