РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья «Деятельностный подход в воспитании ребенка в семье и школе: проблемы, поиски решений»
Копылова Ольга Аркадьевна,
МБОУ СОШ №8 г.Радужный, ХМАО-Югра, учитель истории и обществознания. Стандарты второго поколения называют методологической основой образования системно-деятельностный подход. Образование согласно новому закону «Об образовании» рассматривается как единый процесс воспитания и обучения. Следовательно, стержнем системы воспитания должна стать деятельностная парадигма. О роли деятельности в процессе формирования личности заявляли многие известные педагоги и психологи. Развитие идеи деятельностного подхода в педагогике связано с появлением этого же подхода в психологии, заложенного Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым. Личность рассматривалась как субъект деятельности, формирующийся в деятельности и в общении с другими людьми, определяющий характер этой деятельности и общения. В широком смысле деятельность - это вид активности, направленный на преобразование окружающей действительности и самого человека. В рамках школы воспитательный процесс организуется через разнообразный спектр деятельности: игра, общение, учение, творчество. Но деятельностный подход предполагает не только воспитание через деятельность, но что самое главное, создание условий для формирования субъектности личности. Это важнейший принцип деятельностного подхода. Он заключается в том, что ребенок в тесном контакте с педагогом учится выступать в роли субъекта деятельности, то есть у него формируется умение определять цели, выбирать их средства достижения, отслеживать результаты. К сожалению, далеко не всегда воспитательный педагогический процесс выстраивается в рамках стратегической направленности на развитие субъектности. Иногда решая текущие вопросы воспитательной работы, учитель планирует и организует мероприятия без активного участия детей. Если в педагогической практике такое становится нормой, то конечный результат - низкий уровень социальной активности учащихся. Следовательно, главная цель воспитания: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации ребенка - не достигнута. Вот почему так важно педагогу соблюдать в воспитательном процессе такой принцип деятельностного подхода, как тесное сотрудничество при организации и управлении различными видами деятельности. Многое зависит от взаимодействия семьи и школы. Если учитель проводит классные родительские собрания только в классической лекционной форме, вызывает родителей в школу не для индивидуальной беседы и совместного поиска решения проблем, а для высказывания претензий в адрес родителей или ученика, то контакт между школой и семьей не состоится. Дети зачастую выступают в роли только объекта воспитательных действий родителей. Общение с ребенком сводится к наставлениям и назиданиям, а на задушевную беседу нет времени. Родители недооценивают, насколько важно проникнуться во внутренний мир переживаний ребенка. Они не только не пытаются идти на контакт, но и пресекают желание ребенка спросить, рассказать, поделиться впечатлениями. Отсутствие взаимопонимания лежит в основе многих семейных проблем. Что остается в памяти человека об ушедшем времени? Действия, действия и только редкие отрывки фраз, их интонация. Ребенок повторяет то, что делают окружающие. К сожалению, родители не всегда задумываются, что их ребенок не только живет, растет и развивается. Происходит процесс социализации, в ходе которого человек усваивает нормы жизнедеятельности в обществе. Кто из учителей не оказывался в ситуации, когда на сообщение о грубости ребенка в школе в ответ слышится слезная исповедь о неуважительном поведении подростка в семье. Да, иногда - это результат пресловутого влияния улицы. Но при этом напрашивается и другой ответ – негативный пример родителей. Проводя беседы и анкетирования на уроках обществознания в 5 классе по теме семейных отношений, из искренних ответов учеников вырисовывается картина реальных, порой далеко не лучших отношений в семье. В современных семьях наблюдается не только дефицит взаимопонимания, но и отсутствие взаимодействия. Детей и родителей все меньше объединяет совместная трудовая деятельность. Досуг и отдых становятся все более значимы. И если свободное время родители посвящают «отдыху» от детей, то это обстоятельство еще более обостряет отношения в семье. Ребенок начинает чувствовать себя лишним. Это порождает душевную боль и обиду, которая выливается в отчужденность, агрессию. Деятельностный подход предполагает воспитание в контексте жизнедеятельности ребенка. Семья, как и школа, призвана выступить в роли надежного союзника ребенка в поиске своего места в жизни. Многие родители считают, что ребенок, особенно в подростковом возрасте, тяготится семейным общением. Педагоги-психологи также заявляют о приоритете друзей и сверстников в жизни ребенка в период взросления. Да, они правы, но при желании родители могут найти место в жизни ребенка. Важно соблюдать еще ряд важных принципов деятельностного подхода, заключающихся в учете возрастных периодов развития, ведущих видов деятельности и законов их смены. В период раннего школьного возраста ведущим видом деятельности является познание. И если стремление познать и почувствовать окружающий мир будет своевременно поддержано родителями через совместный активный отдых и туризм, посещение зоопарков и театров, то внутренний мир ребенка наполнится разнообразным интересом. Подобное семейное воспитание плодотворно способствует формированию ценностно-смысловых компетенций личности, выражающихся в способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь определять цели своих действий, принимать решения. Любящий родитель, несмотря на занятость и усталость, найдет время и силы поговорить, поиграть с ребенком. Тогда и ребенок, не отвергнутый родителями, не испытавший чувства отчуждения, проявит понимание и заботу по отношению к детям. Самое главное средство воспитания – это любовь. «Любить — это не значит смотреть друг на друга. Любить — значит смотреть вместе в одном направлении», - одна из знаменитых фраз А. Сент-Экзюпери. В моем понимании, вектор любящего взгляда родителей и учителей должен быть направлен на создание условий для развития ребенка, его самореализации, его становления как личности. Ребенок наполнен жизненной энергией, ему присуща естественная потребность ее проявить. Семья и школа призваны создать ту почву, на которой в процессе деятельности формируется личность ребенка.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены