РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Клуб "Р и р" как одна из форм работы с родителями"

Маёрова Татьяна Ивановна, 
учитель русского языка и литературы, 
классный руководитель 7 "в" класса, 
"Красногвардейской средней общеобразовательной школы № 1" с. Плешаново Красногвардейского района Оренбургской области  

Из 27 лет моей педагогической деятельности 23 года я - классный руководитель. Девизом моей деятельности стали слова В.А.Сухомлинского: «Что самое главное в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям...»

Я всегда помню о том, что имея доступ в сказочный дворец, имя которому – ДЕТСТВО, необходимо в какой-то мере быть ребенком.

Детский мир – это мир особенный. Дети живут в нем своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью.

Как в нашем стремительном веке не разрушить этот удивительный мир?

Дети – обязательные и активные участники воспитательного процесса, совершающегося как в школе, так и в семье.
Жизнь кажется безоблачной до тех пор, пока в тандем родитель – ребенок не добавится третий - школа. В этот момент возникает треугольник, который для одних становится «равнобедренным», для других – «бермудским».

Что необходимо предпринять, чтобы три стороны воспитательного процесса дополняли друг друга, были удовлетворены результатами обучения и воспитания? Необходимо знать институты воспитания. Один из них – семья.

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Каждая семья обладает большим или малым воспитательным потенциалом.

В Конвенции ООН о правах ребенка отмечено, что «семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей, должны быть представлены необходимые защита и содействие. ...Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

Современное общество не может «похвастаться» обилием таких семей. Очень много семей неполных, еще часть – неблагополучных. Поэтому сегодня так важна работа школы в воспитании личности ребенка.

Как же в развивающемся социуме спланировать работу учитель – семья – ученик, чтобы удовлетворить потребности всех, не забыв о главном в этом звене – ребенке?

Важным фактором являются совместный труд родителей и детей, их участие в организации школьных мероприятий, походов, экскурсий, посещение театров. Этим же целям могут служить взаимная информированность учителей и родителей о самочувствии ребенка в семье, в классе, о его здоровье, успехах.

Получив классное руководство в своем первом классе, я воспользовалась идеей по созданию клуба «Р и р» (родитель и ребенок). Здесь важен один момент: хорошо начинать эту работу в 5 классе. Почему? Дети еще не освоились в среднем звене, родители по «натоптанной тропинке» в полном составе частые гости в школе. Здесь важно их не испугать, не оттолкнуть. В первой четверти они будут изучать нового классного руководителя и учителей - предметников, а наша задача – удержать их в школе.

Участниками клуба являются: коллектив родителей, дети, классный руководитель, психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, педагоги, работающие с вашим классом. В работе клуба предполагается участие и третьего поколения семей – бабушки и дедушки, которые обязательно будут. Сотрудничество классного руководителя с родителями охватывает три направления: психолого–педагогическое просвещение; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; участие родителей в управлении этим учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое просвещение предполагает следующие формы работы с семьей по повышению педагогической культуры родителей: родительские университеты и лектории; конференции; индивидуальные консультации; родительские собрания; родительские собрания, подготовленные родителями; в старших классах - собрание, подготовленное детьми; тренинги; выпуски информационных листов и буклетов для родителей.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс можно осуществить с помощью такой деятельности: посещение открытых уроков; участие в мероприятиях класса и школы; проведение классных дел; дни творчества детей; неделя пятерок (у младших школьников) перед Днем матери.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом: член совета школы; участие в работе родительского комитета; встречи со специалистами различных служб.

Формы работы с родителями традиционны: индивидуальные (переписка с родителями; встреча с социальным педагогом или психологом; посещение ребенка на дому; индивидуальные консультации; переписка по электронной почте); групповые (родительское собрание; родители и администрация; родители – медики; тестирование или анкетирование; конференции; родительские дни 1 раз в четверть; дни открытых дверей; демонстрации фильмов или фрагментов на педагогические темы); совместная творческая деятельность (тематические классные часы; организация праздников; походы и экскурсии на природу в разное время года; экскурсии на предприятия и объекты социального значения с целью профориентации; мероприятия спортивно-оздоровительного направления).

Важно помнить – чем чаще родители посещают школу в 5-6 классах, тем большая вероятность увидеть их в старших.

В клубе «Р и р» существует своя система поощрения активных участников и организаторов мероприятий: награждение грамотами, благодарственными письмами на классных, общешкольных родительских собраниях; на линейках последнего звонка; статья в районную газету «Красногвардеец» о победителях и призерах конкурсов и соревнований.
А самая главная награда для родителей – видеть, как светятся глаза от счастья у ребенка, когда семья принимает участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровня.

На первом родительском собрании я прошу оказать посильную помощь в работе класса. Им предлагается заполнить таблицу, в которой есть такие графы: классный час, родительское собрание, мероприятия, экскурсии, походы, профориентация. При этом есть одно условие – каждый родитель заполняет одну ячейку обязательно, но можно и больше. При составлении плана воспитательной работы учитываю возможности родителей. Затем через личную переписку сообщаю время и тему дела, которое они организуют, при необходимости консультирую или помогаю. Бывает родители сами предлагают тему мероприятия. Если она соответствует направлениям работы и уровню класса, то такое мероприятие проводится.

Родители готовят классные часы по профориентации. Во время уборки урожая отправляемся в поле. Там знакомимся с профессиями комбайнера, водителя, тракториста. Здесь ребята могут сесть за руль новых марок комбайнов и тракторов, сравнить их со старыми марками. Или идем на экскурсию в кондитерский цех, следим за процессом приготовления тортов, булочек, пирожных. Там нам рассказывают о специальности технолога, кондитера, пекаря.

Один раз в четверть совершаем экскурсии по объектам: типография, архивный отдел, полиция, районная библиотека, суд (присутствуем на показательном процессе в старших классах), идем в гости к энергетикам, в церковь.
На каникулах едем в город: идем в кино, драматический театр, музеи, национальную деревню, парк отдыха, театр кукол, цирк, планетарий.

Родители проводят веселые старты, игры на воде в бассейне, строят кормушки для птиц и развешивают их в школьном саду, катаются на коньках, высаживают саженцы сосен вместе с детьми, собирают экспонаты для местного музея.

Такие мероприятия сближают учителя с родителями, родителей с детьми, помогают установить дружеские отношения, в основе которых лежит взаимопонимание. В такие моменты ребенок учится вовремя прийти на помощь, заботится об окружающей природе, о людях старшего поколения.

Вместе с классным руководителем родители готовятся к родительским собраниям, на которых делятся своими секретами воспитания. Особенно это важно, если состав мам и пап неоднороден по возрасту. На таких мероприятиях рассказывают о своих семейных увлечениях, родословной, которую составляют вместе с детьми. На родительских собраниях одним из вопросов бывает обязательное обсуждение актуальных педагогических проблем: роль семьи в развитии познавательных интересов; особенности подросткового возраста; ловушки Интернета и другие. На таких собраниях родители получают конкретные знания и рекомендации, оформленные на буклетах.

Наши семейные команды постоянные участники конкурсов «Мама, папа, я – спортивная семья», «Удальцы-молодцы», «Мама, папа, я – дружная семья»; велопробегов «Скажем НЕТ наркотикам!»

Традиционными стали классные часы 1 сентября (где ставятся задачи на год) и 25 мая (где подводятся итоги классных конкурсов «Лучший ученик год», «Лучший спортсмен года»; самые активные ребята и родители награждаются грамотами и благодарственными письмами; каждый год ребята составляют фильм о жизни в классе). В течение года формируется классный альбом фотографий, который ребенок берет на память.

Ни одно из перечисленных мероприятий не проходит без родителей. Они не только сторонние наблюдатели, но и активные участники воспитательного процесса в связке «семья и школа».

В учебно-воспитательном процессе три слагаемых: наука, мастерство, искусство... Воспитание в широком смысле – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает... (В.А.Сухомлинский).

Родителям для размышления я предлагаю стихотворение:

Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,
Поймут всё без труда,
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет?
Зато пойму, как ты живёшь,
По правде или нет…

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены