РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья "Взаимодействие семьи и школы"
Карташова Лариса Леонидовна
ГБОУ школа № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга. Заместитель директора по воспитательной работе Деятельность педагога начальных классов многогранна. В ней тесно переплетены и преподавание предметов, и внеклассные события, и взаимодействие с родителями. Актуальность заявленной темы «Партнерство во взаимодействии семьи и школы» обусловлена рядом противоречий:
Родители и учителя – две мощные силы, роль которых в процессе воспитания личности ребенка невозможно преувеличить. Актуальность приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнения школы и семьи в воспитании и обучении учащихся. Какие бы задачи государство ни ставило перед образованием, без помощи и заинтересованности родителей, их поддержки процесс воспитания, обучения не даст желаемого результата. И здесь роль учителя в просвещении родителей учеников, установлении контакта между семьей и школой, особенно велика. Семья, как и школа, – своего рода посредник между формирующейся личностью ребёнка и обществом. Набирая первый класс, я ясно осознавала, что родители должны иметь представление о целях, задачах образовательного и воспитательного процесса, осуществляемого в школе. Именно поэтому моя первая встреча на родительском собрании была направлена на просвещение и информирование родителей. Зная, что родители должны быть не только заказчиками и потребителями в системе образования, но, что особенно важно, главными партнерами учителя и школы в самореализации личности ребенка, передо мной встала задача: как привлечь каждую семью к активному взаимодействию? Выход был найден: все без исключения родители вошли в состав родительского комитета, разбились на группы сменного состава по четвертям. Началась работа. Четвертый год, каждую четверть мы собираемся со сменной инициативной группой, обсуждаем воспитательные, учебные вопросы, строим планы предстоящей работы, продумываем актуальные темы собраний. За это время родители научились согласованно работать не только внутри команды, но и родительским классным коллективом в целом. Партнерство во взаимодействии учителя и родителей особенно важно в младшем школьном возрасте, когда развивается социальная активность ребенка, расширяется круг его общения и увеличивается разнонаправленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный смысл. Учебно-воспитательный процесс наполнен бесконечным множеством конкретных ситуаций взаимодействия, в ходе которых идет вечный диалог учителя, учащихся и их родителей, который должен заканчиваться согласием или компромиссом всех сторон по поводу решения той или иной учебной ситуации. Я и мои ученики на уроке – сотрудники. Наши действия направлены друг к другу, а не в одном направлении. Правомерен вопрос: каким образом этого можно добиться? Хороший психологический климат в коллективе, доверительная, созидательная атмосфера сотрудничества и взаимодействия - все это дает возможность применять на уроке такие технологии, когда учащиеся как будто бы сами, по своему намерению, выполняют именно тот вид деятельности, который был предусмотрен при планировании урока. Современный учитель, организуя процесс обучения, должен придать ему диалогический, партнерский характер, при котором взаимодействие в учебном процессе становится условием и предпосылкой обогащения не только в области знаний, но и внутреннего мира каждого. Удачной формой организации взаимодействия я бы назвала проектную деятельность, которая будет наиболее эффективна, если строится на принципах партнерства, сотрудничества (учитель - ученик – родитель). Приведу пример. В соответствии с программой первого класса в курсе «Окружающий мир» на тему «Что растет на клумбе?» ученики моего класса с подсказки родителей предложили «Сделать школьный двор краше»: высадить цветы на клумбах. Во втором классе на уроке окружающего мира по теме «Кошки и собаки. Уход за домашними животными» учащиеся не только защитили проекты о своих питомцах, но и смогли продемонстрировать своих четвероногих друзей. Данный вариант урока может быть возможен только после обсуждения его проведения на родительском собрании. Родители стали полноправными участниками урока. В третьем классе в рамках темы «Разнообразие животных» мои ребята участвовали в сетевом социальном проекте «Слон – больше, чем животное». Сетевому проекту предшествовало информационно - просветительское родительское собрание, на котором я познакомила родителей с сайтом для учащихся начальной школы «Началка.com» . Родители смогли зарегистрироваться, обсудить план действий. Участники проекта учились работать с аудиовизуальными и печатными источниками, Интернет-ресурсами, отбирать из потока информации самое необходимое. В этом им оказывали помощь родители. Затем, используя собранный материал, мы вместе с ребятами в классе составляли презентации, проводили конкурсы, викторины. Такие проекты способствуют единению семьи, сплочению коллектива, толерантному воспитанию. Наиболее предпочитаемые мной следующие формы их проведения:
Электронный дневник «Дневник.ру» дает возможность включать элементы дистанционного обучения, что становится особенно востребованным в период обострения вирусных заболеваний. Родителям даются инструкции выполнения заданий с учащимися. Сделанную работу они могут (по желанию) переслать учителю. В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" обращается внимание на необходимость «развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе». Проявить свои способности ученики начальной школы могут как на уроке математики, так и на уроках технологии, изобразительного искусства, а также в семье, выполняя различные творческие работы; роль учителя и родителей – увидеть и поддержать талантливых детей. Какие приемы использую я в своей работе? На одном из тематических родительских собраний по теме «Одаренные дети» родители познакомились с Интернет-порталом «МетаШкола» . Работа с этим Интернет-ресурсом дала возможность детям регулярно принимать участие в математических олимпиадах. Результатами для учащихся стали не только призовые места, но и появление уверенности в своих силах, а для учителя и родителей - независимая экспертная оценка возможностей ребенка. Некоторые родители записали своих детей в Интернет-кружок по математике. Решение некоторых заданий с этого портала мы разбираем на математическом кружке «Любознатики». В ходе работы круглого стола на родительском собрании «Знакомьтесь, наша семья …» выяснилось, что некоторые мамы увлекаются декоративно-прикладным творчеством. Дальнейшее взаимодействие привело к сотрудничеству и на уроке «Технология» и во внеурочное время. Были организованы мастер – классы, на которых дети, под руководством родителей и педагога выполняли творческие работы для украшения класса к празднику, а лучшие работы стали подарком к юбилею школы. В ходе разработки сценария особенно ярко проявилось партнерство родитель-ученик-учитель. Были учтены предложения инициативных родителей:
Каких эффектов можно достичь, проводя целенаправленную работу по взаимодействию с учеником и его семьей? На мой взгляд, это:
Всего комментариев: 3
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены