РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья "Семья и школа: процесс адаптации ребёнка к новому коллективу при смене общеобразовательного учебного заведения".
Горбачёва Марина Юрьевна,
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 23 села Воронцовка Муниципального образования Ейский район, учитель русского языка и литературы. Семья и школа: процесс адаптации ребёнка к новому коллективу при смене общеобразовательного учебного заведения. Процесс адаптации можно разделить на несколько типов:
При приёме нового ученика администрации школы необходимо провести информационно-аналитическую работу с родителями ребёнка, узнать его психотип (спокойный, малообщительный или коммуникабельный, выраженный лидер), выяснить причины смены школы. Самыми распространенными являются смена места жительства семьи или конфликтная ситуация в предыдущей школе. Получив необходимую информацию, администрация школы должна провести беседу, как с родителями, так и с учеником, познакомить с уставом школы, предупредить о возможных сложностях привыкания ребёнка к новому классу и (или) коллективу педагогов. В свою очередь родители должны оценить социально-психологическую готовность ребёнка к смене школы и помочь ему ускорить процесс интеграции любыми доступными методами. Разработав определённую методику взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации, можно успешно использовать её для большинства случаев при переходе из одной школы в другую. Если ребёнок активный и достаточно коммуникабельный, то в процессе адаптации завучу, классному руководителю и коллективу педагогов стоит привлечь его к каким-либо школьным мероприятиям. Например, предложить ученику принять участие в конкурсе, олимпиаде, проявить свои таланты в организации школьного праздника и так далее. Таким образом, школа создаст положительную обстановку для развития благоприятных взаимоотношений как с учителями, так и со сверстниками. В свою очередь родители должны одобрять начинания ребёнка и поддерживать его положительный эмоциональный настрой. В данном случае родителям также важно рассказать классному руководителю и другим учителям в каких областях знаний больше всего заинтересован ребёнок, так как это облегчит его привлечение к учебному процессу в целом. Ведь в любом случае родитель лучше знает сильные и слабые стороны своего ребёнка, чем любой учитель в первые несколько дней знакомства. Если ребёнок малообщителен, то в процессе адаптации коллективу учителей и классному руководителю стоит уделить ему особое внимание. Не следует засыпать нового ученика различными вопросами, пытаясь проявить свою заинтересованность или стараясь разговорить и без того стесняющегося ребёнка. В данной ситуации необходимо создать комфортную и благоприятную обстановку для преодоления личных психологических барьеров ученика: вначале необходимо частичное извлечение информации из замкнутого ребёнка (на перемене при небольшом количестве одноклассников, не навязываясь, поговорить на отвлеченные темы, узнать о его интересах, увлечениях, домашних животных, семье и так далее). Родителям также следует предупредить классного руководителя о возможных особенностях поведения ребёнка и его внешкольных занятиях, провести беседу с ребенком о необходимости нахождения общих интересов с классом. Конечно, такому ученику понадобится больше времени для адаптации в новом коллективе, а родителям и педагогам необходимо набраться терпения, понадобиться провести больше работы друг с другом, с учеником и с классом. Если причиной смены школы послужила конфликтная ситуация, то здесь также потребуется немало работы по взаимодействию школы и семьи для предупреждения и предотвращения подобных случаев. В предыдущей школе конфликт мог произойти как с коллективом педагогов, так и с одноклассниками. В обоих случаях родителям и администрации школы необходимо адекватно оценить ситуацию, выяснить микропричины, результатом которых стал конфликт, так как настолько серьезная проблема не появляется «в один день». В любом случае общая методика взаимодействия семьи и школы включает в себя опыт педагогов и внимательность родителей. В течение всего периода адаптации классному руководителю необходимо поддерживать тесную связь с родителями поступившего ученика, сообщать о его успехах и недоработках, поведении на уроках, взаимодействии с одноклассниками и контакте с учителями. Тогда как педагогам необходимо создавать ситуацию успешности у ученика (проявлять тактичную заинтересованность в новой личности, хвалить за достижения, стараться избегать конфликтных ситуаций). В то же время родителям следует проявить активное участие в процессе адаптации ребёнка, регулярно интересоваться обстановкой в классе, поддерживать постоянную связь со школой. К сожалению, в некоторых случаях одна из сторон или обе (школа и/или семья) не имеет достаточного количества времени для проведения мер успешного адаптационного периода школьника к новой среде. В таких случаях привыкание происходит медленнее и имеет больший ряд трудностей. Благоприятное влияние школьной системы и активной помощи родителей просто незаменимы в процессе интеграции и адаптации школьника любого возраста при смене учебного заведения. Необходимо помнить о том, что каждый школьник является личностью и имеет статус ученика, а это требует индивидуального подхода от школьного коллектива, внимания и поддержки родителей. Также стоит отметить, что в любом взаимодействии школы и семьи, поддержке ученика, создании благоприятной среды для успешного прохождения адаптационного периода ребёнка, следует придерживаться простого правила: «Всё должно быть в меру и своевременно».
Всего комментариев: 1
1
bumbuka • 14:44, 03.11.2013
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены