РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья "Роль семьи и школы в воспитании ребёнка"
Полковниченко З.В.,
воспитатель МКОУ "СОШ №2 р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области"
Воспитание, возникнув из потребности общества в передаче знаний и опыта старших поколений младшим, стало постоянным спутником человеческого общества. Именно поэтому, воспитание является одной из давних, имеющих огромное значение, областей деятельности человека. Великий знаменитый французский писатель Антуан де Сент Экзюпери в книге «Планета людей» описывая тех людей, кого уважал и кем восхищался, справедливо заметил, что «восхищения достойна, прежде всего, почва, их взрастившая». Далеко недостаточно того, чтобы подарить человеку жизнь, нужно ещё и научить его использовать этот бесценный дар. Ведь, в отличие от животных, механизмы жизнедеятельности не заложены в человеке при рождении. Каждый человек проходит длительный путь подготовки и самосовершенствования, прежде чем стать полноправным членом общества. Влияние воспитания на развитие детей во многом зависит и от обстановки, в которой оно осуществляется. Обстановка в семье, школе – своеобразный микроклимат, в котором живёт и формируется воспитанник. Обстановка воспитания создаётся взрослыми. Дети - радость нашей жизни. Мы живём и трудимся во имя счастья наших чад. Но любой из нас воспитывает своего ребёнка так, как считает нужным. Семья в воспитании ребёнка играет огромную роль. С самого рождения формируется будущий характер и поведение ребёнка. Известно, что центральная нервная система ребёнка и его мозг обладает огромной пластичностью. Благодаря этому закрепление и формирование у детей привычек и навыков происходит успешнее, чем в старшем возрасте. Однажды великого педагога В.А. Сухомлинского спросили: «Моему сыну 3 месяца. Когда начинать его воспитывать»? Он ответил: «Вы опоздали ровно на 3 месяца». Начиная с первых лет жизни, детей нужно учить быть честными, справедливыми, приучать относиться с уважением к старшим, приучать к труду. В воспитании нужно всегда учитывать возраст ребёнка. Подростки нуждаются в большем внимании, чуткости, педагогическом такте, чем дети младшего возраста. Подростков раздражает, если родители обращаются с ними в приказном тоне. Они переживают, что самые родные им люди не уважают их. Такие дети становятся настырными, стараются сделать всё наперекор родителям. Дети любят, когда с ними обращаются на равных, как с полноправными членами семьи, когда обсуждают с ними семейные проблемы, обращаются к ним за советом или с просьбой. Такое доверие к детям порождает у детей чувство нужности, и они отвечают им любовью и относятся к ним с уважением. В семье ребёнок проходит первую школу морали. Родители влияют на них, начиная с первых дней их жизни. Они должны воспитывать их не только словом, но и своим поведением. Однажды великий мыслитель И. Брандт сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Именно семья обеспечивает ребёнку тепло и комфорт или порождает чувство одиночества. Очень часто дети у родителей отодвигаются на второй план, так как их внимание сосредоточивается на друзьях. Семейное воспитание - это любовь и уважение, постоянное общение, проведение совместного досуга и совместные домашние дела, а не постоянные нотации . В семье воспитывают даже молчанием, мимикой, взглядом, шуткой и грустью, а самое главное - личным примером. Грош цена отцу и матери, которые говорят сыну или дочери о вреде курения и алкоголя, а сами приходят домой, едва держась на ногах и с сигаретой в зубах, а из уст несётся матерная брань. Несдержанность родителей, недостойное поведение, ссоры в семье, пьянство родителей калечат ребёнка. Нельзя при детях быть раздражительными, ругаться, сплетничать, обсуждать других и поступать вразрез со своими словами. Ребёнок всё это заметит и будет поступать также. Ещё хуже, если ребёнок видит, как его родители обижают своих родителей. Важно запомнить простую истину: ваши дети, когда вырастут, будут относиться к вам так же, как вы сейчас относитесь к своим родителям. Ребёнка воспитывают в каждый момент своей жизни. Как родители разговаривают с другими людьми и как к ним относятся, как общаются со своими друзьями или врагами, как одеваются, как трудятся – всё имеет огромное значение. Недостойное поведение родителей имеет печальные последствия. Далеко не все родители соблюдают в присутствии детей правила приличия и часто совершают недостойные поступки. Не следует забывать, что дети очень наблюдательны и впечатлительны. Внимательное, чуткое руководство детьми, высокий моральный облик родителей помогает завоевать настоящий авторитет. Ошибкой семейного воспитания часто является отсутствие единого требования со стороны родителей. Часто бывает, что между родителями идёт спор, что и как нужно сделать по отношению к дочери или сыну, и этот спор происходит в присутствии ребёнка, чего нельзя ни в коем случае делать. По-разному родители оценивают и поступки детей – один осыпает ласками, другой наказывает, один что-то разрешает, другой запрещает. В такой системе ребёнок стремится вырваться из-под контроля одного и ищет защиты у другого. Авторитет одного из родителей падает. Часто ребёнок предоставлен сам себе, отсутствует контроль над ним. Родители сетуют на то, что заняты работой и отстраняются от воспитания детей. Как бы ни были заняты родители, они не должны забывать о своих обязанностях. Безнадзорный ребёнок вырастает недисциплинированным, грубым, таящим чувства зависти, ненависти к тем, кого щедро одаряют лаской и любовью. По данным социологического опроса на воспитание детей у родителей уходит всего 17 минут в день. Но учёные-педагоги спорят с социологами. Так, доктор педагогических наук А.П. Ситник доказывает, что раньше никогда не отводили на воспитание детей специального времени. В семье воспитывали детей всем образом жизни и не только во время своего присутствия, но и во время своего отсутствия. Огромное значение имеет причина отсутствия. Например, если мать или отец задерживается на работе, то возникает гордость за родителей, что у них важная, престижная и ответственная работа. Если же родители проводят время в компании друзей - бездельников за рюмкой водки, то возникает обида на них, что променяли семью и детей на друзей и рюмку. Родители должны быть осведомлены о здоровье своих детей, знать их интересы, их друзей, их неудачи, неприятности, огорчения, где и с кем ребёнок проводит свой досуг. Зная это, правильно используя возрастные особенности ребёнка, можно предупредить деформацию личности и поведения. Дети - это наше будущее, поэтому государство проявляет неустанную заботу о воспитании молодого поколения. Все учебные заведения вооружают своих питомцев глубокими знаниями. Наряду с этим школа формирует в детях моральные качества. Роль школы в воспитании ребёнка неоспоримо велика. Школа после семьи занимает второе место в воспитании детей. Невозможно представить полноценное развитие ребёнка без школы. Школа оказывает помощь ученикам в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Именно в школе родители должны находить помощь и поддержку. Школа должна консультировать родителей по вопросам воспитания ребёнка. Каждый год школа принимает новых учащихся, и каждый год её стены покидают сформировавшиеся молодые люди. С каким багажом выйдут её питомцы в свою самостоятельную жизнь, что будут знать и уметь, какими станут людьми – это во многом зависит от учителей. Особое место в воспитании ребёнка занимает учитель начальных классов. Он работает с классом один. От него зависит, будут ли созданы условия для проявления познавательной активности, разносторонних интересов, творческого отношения к учёбе с первых лет обучения. Эта обстановка определяет отношение младшего школьника к учителю и его требованиям, к одноклассникам. Характер этих отношений формирует личность ученика. Учитель начальных классов первым открывает детям горизонты науки, учит их добру, правде, красоте, становится авторитетной фигурой для детей. Он формирует человека. А для первоклассника начало обучения вносит коренные изменения во всю его жизнь. Беззаботное детство закончилось. В жизнь шестилетнего малыша входит новый вид деятельности – учение, которое является обязательным, требует от ребёнка определённой ответственности и затраты труда. Младшие школьники испытывают огромную потребность в общении с учителями, родителями и своими одноклассниками. От учителя начальных классов, а в дальнейшем от классного руководителя, зависит, комфортно или нет ребёнку в стенах школы и в классном коллективе. На плечи этих людей ложатся все заботы. Взаимоотношения между учениками класса, усвоение учебного материала, успехи и неудачи, взаимоотношения с учителями - предметниками, взаимоотношения с родителями - должно находиться в поле зрения учителя. Эффективность процесса воспитания и обучения будет достигнута быстрее, когда удаётся обеспечить тесное содружество семьи и школы. Самая важная задача школы – непрерывная связь с родителями. В школе ученики и учителя проводят большую часть дня, и именно эта среда влияет на ребёнка. Многие дети впервые в школе попадают в большой коллектив, а роль коллектива огромна. Ребёнок, как губка, впитывает в себя всё, что он видит и слышит. Из этой среды он получает знания, приобретает новые привычки и черты характера. Уроки нравственности, которые проводятся в школе, предусматривают научить детей анализировать свои и чужие поступки, видеть их последствия, уметь давать им оценку. Такие уроки должны помочь детям осознать всю сложность человеческих отношений. С каждым годом роль школы в воспитании детей увеличивается. Воспитательные функции стали едва ли не важнее, чем образовательные. Только никакой школе не под силу воспитать ребёнка, если в этом не будет участвовать семья. Часто от родителей можно слышать такие слова: «Мы их отправили в школу, вот пусть учителя и воспитывают». Такие нерадивые родители очень редко появляются в школе, не посещают родительские собрания, не интересуются, как живёт их ребёнок в стенах школы. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направлять её. Раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для детей окружающий их мир, помочь сделать верные шаги в нём должны мы, взрослые – родители и педагоги.
Если ребёнок живёт в любви – он учится любить!!!
Всего комментариев: 4
1
первоклашка • 00:33, 18.10.2013
2
Захарова • 00:28, 27.10.2013
3
Ирина_Евгеньевна • 22:28, 28.10.2013
4
gloksinija • 17:30, 29.10.2013
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены