РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья "Педагог и родитель: на пути к эффективному взаимодействию"
Киселева Марина Сергеевна
ГБОУ СПО "Кстовский нефтяной техникум им. Б.И. Корнилова" преподаватель русского языка и литературы В современном обществе проблема воспитания стоит как никогда ранее остро. И дело, на мой взгляд, заключается даже не столько в привитии морально-этических норм и эстетических ценностей, сколько в недопущении победы пагубного влияния уличных поведенческих особенностей в детской душе. На протяжении длительного времени образовательные учреждения различных ступеней наряду с просветительской выполняли и воспитательную функцию, в большей степени навязанную им извне законодательно. То есть, таким образом, данное совмещение вызвало в общественном сознании некоторый перекос. Я имею в виду восприятие родителями школы как главного воспитателя их детей. В ходе педагогической деятельности мне приходилось сталкиваться и с крайней полярной позицией пап и мам: «Вы школа, вот вы и воспитывайте!». То есть родители в попытке самоустраниться и оправдать недостатки (а возможно, и отсутствие домашнего воспитания) стремились переложить ответственность за своих детей на педагогов. В перестроечные годы государство «освободило» образование от воспитательной составляющей. Это привело к тому, что родители зачастую оказывались педагогически некомпетентными и просто неготовыми остаться с детьми один на один. Получив основы воспитания и нравственности ещё в советской школе, выросшие выпускники не смогли передать элементарные принципы и правила поведения детям. Прикрываясь общественно-политическими изменениями, происходившими в стране, родители расписались в собственном бессилии. Многие граждане не смогли найти себя в изменившихся условиях нарождающегося капитализма, тем самым по инерции капитулировав и в семейном быту. Таким образом, поколение «лихих 90-х» выросло, как сорная трава на безжизненной почве разрушенного общества. Произведя на свет ребенка, многие из них посчитали, что свой долг перед обществом выполнили в полном объеме. Поэтому и переполнились детские дома. Страна, накрытая волной беспризорничества, содрогнулась от всплеска подростковой преступности. Ощущение потерянности, личной ненужности, чуждости всему и всем разрушительно сказалось на сохранении института семьи в целом. Образование оказалось на грани выживания, связи полноценного взаимодействия с семьей были нарушены и практически утрачены. По прошествии нескольких лет ситуация в стране более или менее нормализовалась и вошла в привычное русло. Даже в детский сад дети приходят уже имеющими свои психологические и поведенческие особенности, которые иногда разнятся с правилами общежития в коллективе. Таким образом, уже воспитатели детского сада вынуждены бороться с некоторыми особенностями семейного воспитания. Даже кажущиеся благополучными семьи не всегда стремятся к активному сотрудничеству и взаимодействию, что уж говорить об асоциальных семьях… По роду деятельности я являюсь педагогом учреждения среднего профессионального образования, и сами учебные дисциплины, которые я преподаю, призваны не только обучать, но и воспитывать. Это «русский язык» и «литература». Сколько замечательных поведенческих примеров подарила нам классическая литература! Но как бы я ни пыталась убеждать в их вневременном значении и актуальности, восприятие современного юношества говорит, что они безнадежно устарели. То есть устарели такие понятия, как честь, порядочность, благородство, способность к самопожертвованию… Навязанные западные ценности нивелируют нас как нацию. Исподволь, с каждым новым поколением, мы теряем индивидуальность и самостоятельность как народ, подрываются многовековые ментальные основы социума… Семья – это начало начал. Мы привыкли к этой избитой истине и мало задумываемся над ней. Мало диагностировать проблемы воспитания в семье, необходимо разработать план работы, маршрут, по которому следует двигаться педагогу для коррекции этих недостатков и пробелов. Удивительно, но родители почему-то считают своих детей в 15 – 16 лет уже взрослыми и гораздо больше верят им, чем преподавателям. Очень сложно мотивировать родителей даже к тому, чтобы они узнавали об успеваемости и посещаемости подростков, не говоря уже о заинтересованности событиями из жизни образовательного учреждения. Каждый раз на родительском собрании меня неприятно поражает фраза: «Ну если что-то произойдет, вы же позвоните!» Конечно, это моя обязанность, но у меня в группе 30 индивидуальностей со своими причудами и проблемами! Не получится ли так, что я позвоню, когда проблема уже назреет и станет очевидной? Родители в погоне за материальными благами не успевают (по их словам) и не желают (по моему мнению) даже разговаривать с детьми… Какое уж тут духовное развитие и гармоничное воспитание! Да, часто нам, педагогам, приходится долго стучать в закрытую дверь глухого непонимания и нежелания родителей знать, что кроме их «взрослых» проблем, существуют ещё и «детские», которые тоже необходимо решать. Я считаю, что взаимоотношения семьи и школы должны быть двусторонними. Взаимодействие предполагает заинтересованность обеих сторон в результате. Хотелось бы, чтобы родители не считали усилия педагогов вмешательством в личную жизнь. Конечно, сама профессия учителя подразумевает тактичность и деликатность, никакого менторского тона и давления быть не должно. В подростковом коллективе приходится сталкиваться с девиациями различного рода. Всё ясно, когда речь идет об откровенно асоциальном поведении. Механизм работы с такими детьми отработан до автоматизма: профилактические беседы, вызов на Совет по профилактике, письмо в ОДН, постановка на учет, комиссия КДН, штраф родителям… Но в том-то и проблема! Как можно говорить о налаженности механизма, если речь идет о живых детях! у каждого самого отпетого хулигана есть свои причины девиантного поведения и совершения правонарушений. Иногда это действительно вызов обществу, но по собственному опыту могу сказать, что чаще всего это крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. В каждом детском коллективе очень четко выстроена социальная иерархия. Всегда найдутся «изгои», не принимаемые остальными. В лучшем случае они общаются между собой или держатся обособленно, каждый сам по себе. Но в любом случае такие подростки глубоко переживают свою отверженность. Приглашение к педагогу-психологу скорее вызывает у родителей какой-то суеверный страх и категоричные возражения, отказ от «постановки диагноза», по их мнению. Не слишком-то пока ещё прижилась в нашем обществе практика общения со специалистами такого рода. Мне кажется и педагогам и родителям необходимо быть более открытыми друг с другом, более честными что ли… Педагог должен стать другом, союзником семьи в процессе воспитания и образования ребенка. Налаженный контакт с родителями обеспечивает успешное и эффективное сотрудничество. Ведь цель, которую преследует и образовательное учреждение и родители, благая: воспитание человека, который уверенно пойдет по жизни, не поступаясь моральными принципами, и, возможно, станет ЧЕЛОВЕКОМ, которым мы будем гордиться!
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены