РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья "Воспитание подростков через возрождение русских народных обрядов, традиций и обычаев"
Государственное краевое автономное образовательное
учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №40» Кравченко,34 Руководитель историко – литературного кружка «Родник» Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, родителями и обучающимися. Если это настоящий союз заинтересованных людей – это уже успех. Одной из составных частей этого успеха является воспитание обучающихся через возрождение русских народных обрядов, традиций и обычаев. К великому сожалению, сейчас наступило время снисходительно иронического отношения к духовным богатствам страны, а ведь на наши плечи сегодня ложится огромная ответственность – не растерять унаследованное. Наша великая страна имеет неповторимую историю, красивые обычаи, традиции, веселые праздники, песни, обряды.
В основном подростки не ценят духовных богатств, которые копились веками нашим народом и передавались из поколения в поколение. Души молодых людей в обстановке повального поклонения перед красивой, беззаботной жизнью со временем черствеют, возникает своеобразный вакуум, который заполняется наркотиками, алкоголем, праздностью. Чтобы поправить создавшуюся ситуацию, я разработала программу комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, позволяющую формировать духовные, нравственные, эстетические, этические основы воспитания подростков через возрождение русских народных обрядов, традиций, обычаев, реализацию которой считаю актуальной для сегодняшнего дня. И в этом посильную помощь мне оказывают родители обучающихся студентов лицея. Истинная красота русской души, как мне кажется, раскрывается и переплетается с православными традициями через произведения русских классиков, через обрядовую поэзию. Моя первостепенная задача – это приобщение ребят к чтению такой литературы, которая формирует у них эстетическое отношение к окружающему миру. В библиотеке нашего лицея да и в семьях подростков имеется весьма большой арсенал необходимых книг, которые могут привлечь их внимание в решении данной проблемы. Видя этот интерес, закрепляю его, даю ребятам советы, как углубить их знания в этом вопросе, подсказываю, к каким художникам слова необходимо обратиться, чтобы получить ответы на интересующиеся их вопросы. Хорошо зная фольклор, уважая традиции, обычаи и праздники нашего народа, молодые люди бережнее относятся к природе, к самим себе, к своим родителям, к людям старшего поколения. Наблюдая за поведением ребят, я и родители стали замечать, что познание прошлого легко проникает в их сознание через ИГРУ. В старину в сентябре, октябре на Руси крестьяне собирали урожай, отмечали они это событие широкими праздниками сбора урожая. У некоторых ребят нашего лицея об этом помнят их бабушки и дедушки, которые помогают мне в подготовке театрализованного представления, позволяющего окунуться в мир далекой старины. Вместе с родственниками из подручного материала ребята шьют костюмы, изучают народные песни, в момент импровизированного праздника исполняют обрядовые танцы. После сбора урожая игрались на Руси свадьбы, ребята опять же с помощью родителей готовят сцены сватовства, выкупа невесты. Затем идет длительная и очень серьезная подготовка к Рождественским вечерам, при этом соблюдается вся атрибутика проведения данного праздника. Студенты с душой откликаются на предложение «возродить» давно забытое старое, особенно те, кто проживает в общежитии лицея. Мы знакомимся с проведением этого праздника на Руси через литературу, через Интернет, через городской музей, который посещают наши обучающиеся, и используем материал при проведении рождественских вечеров. Святки. Еще один православный праздник, которому народ уделял на Руси особое внимание. Работа по подготовке к этому празднику всегда очень интересна и увлекательна. Проводится это мероприятие в очень уютной и теплой обстановке, хотя на улице в это время обычно трещит мороз и дует холодный, свирепый ветер. Накрываются узорчатыми старинными скатертями столы, которые ребята извлекают из сундуков своих бабушек, ставятся русские самовары, как атрибуты прошлого, зажигается керосиновая лампа, готовится вкусный ароматный чай по старинным русским рецептам, ставятся угощения, приготовленные руками студентов, преподавателей и родителей: булочки, русские шаньги, сушки, пряники. При подготовке к этим праздникам ребята занимаются сбором вещей, представляющих историческую ценность, в этом им оказывают содействие их родственники. Все это усиливает интерес ребят к происходящему. Учащиеся оформляют интерьер аудитории в стиле русской избы. Появляются домотканые половички, которыми когда-то в старину устилали хозяева свои скромные избы, вышитые рушники с образами и свечами, в углу ставится сундук с прялкой. Все напоминает былую старину. Заранее подбираются и изучаются обрядовые песни, русские танцы, которые исполняются участниками встречи. Сегодня трудно молодым людям внушить, что без прошлого нет будущего, а нам удается приобщить подростков к этому удивительному миру истории. Русских праздников у нас много, проводились они на Руси широко, размашисто, увлекательно и интересно. Ежегодно студенты нашего лицея знакомятся с элементами проведения русского праздника «Масленица». Все участвуют в традиционных народных конкурсах, забавах, наряжаются в исконно русские костюмы, едят испеченные вкусные, ароматные блины, знакомятся с историей его появления на Руси. В стороне от этого мероприятия не остаются ни студенты, ни их родители. Мы работаем вместе, сообща. И такая деятельность сближает семьи, раскрывает их скрытый потенциал. В игровой форме мы проводим импровизированный праздник «Пасхи»! Все с большим удовольствием ведут подготовку к проведению этого мероприятия, которое заканчивается посещением Казанского Собора города Ачинска, где ребята с завороженными глазами наблюдают за тем, что происходит вокруг них. Почему же православные праздники на Руси так глубоко почитались людьми? Да потому, что под их воздействием человек, безусловно, становился чище душой и телом. Сила этих праздников весьма велика. Ребята при подготовке к ним вместе с родителями делают электронные презентации, встречаются с людьми пожилого возраста, собирают по крупицам ценнейшую информацию, занимаются сбором старинных вещей. Я часто провожу встречи - посиделки в «Русской избе», где присутствующие знакомятся со значением предметов русского быта. Ребята готовят небольшие сообщения о значимости предметов русской избы. На эти встречи мы приглашаем людей старшего поколения, которые рассказывают подросткам немало интересного о том, что они знают и умеют. Проводятся мастер-классы нашими бабушками и мамами по технологии изготовления домашней старинной выпеки, плетении ковриков, в приготовлении простых, но очень полезных русских кушаний, а в заключении подобных встреч мы проводим викторину с присутствующими и взрослыми, и подростками по знанию полученного материала и заканчиваем встречу традиционным скромным застольем. Незабываемыми являются встречи «За русским чаем», где студенты подробно знакомятся с русской чайной церемонией, проводимой нашими предками в далеком прошлом. Угощают приготовленным по старинным русским рецептам чаем всех присутствующих из настоящих самоваров. Возвращение к традициям нашего прошлого дает возможность каждому из нас сделать свою жизнь духовно богаче. Тема по возрождению русских традиций помогает ребятам лучше узнать свой народ, корни своей семьи, историю России как великого государства. А с каким удовольствием студенты собирают материал об истории своих родственников, о традициях своих населенных пунктов, а затем этим бесценным материалом делятся со своими сверстниками, участвуя в лицейских конференциях. Конечно, больших изменений в поведении наших ребят не происходит, но то, что они проявляют интерес к историческому прошлому - это уже важно. Даже то, что молодые люди знают, что такие праздники, обычаи существуют, дает им многое. Еще одна деталь нашей деятельности – это бережное приобщение ребят к вере. Мы часто посещаем Ачинский храм, где в доступной и грамотной форме служители Казанского собора рассказывают нам о том, что касается православия и законов русской церкви. Приглашаем на эти встречи родителей студентов. Но особенно значимы для подростков - встречи с живыми участниками истории. Ведь всегда на Руси поощрялась помощь тем, кто в ней нуждается. Мы посещаем городской дом ветеранов, где проживают участники Великой Отечественной войны, оказываем им помощь и поддержку и очень много узнаем от них интересной и ценной информации, которой они с удовольствием делятся с нашими студентами. Эту работу я провожу через деятельность лицейского историко-литературного кружка «Родник», которым я руковожу. Планы на будущее большие! Мы с ребятами собираем материал о богатом прошлом истории города Ачинска и района, истории нашего лицея. С помощью родителей и родственников участвуем в сборе экспонатов, имеющих историческую ценность. Совместно с преподавателем истории лицея проводим выставки, где демонстрируется собранный материал, выполняем исследовательские работы, касающиеся истории, обычаев, традиций нашего города, лицея, района, принимаем участие в конкурсах. Не хочется останавливаться на достигнутом, хочется идти вперед, совершенствовать свою деятельность и привлекать как можно большее количество ребят и их родителей к этой работе. Работая в тесной, дружной команде, можно добиться очень многого. Бесспорно, молодые люди должны знать о существовании русских традиций и праздников, и моя задача и задача родителей обучающихся состоит в умении донести им эту информацию таким образом, чтобы ребята ее приняли и осознали.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены