РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья «Роль семьи и школы в воспитании подростков»
Ковтун Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 48 имени А.В. Суворова г. Краснодара Давайте сначала попытаемся разобраться, чья роль для подростка важнее: семьи или школы? А потом определимся, кто за что отвечает, разберёмся с понятиями «формирование или содействие развитию, «сотрудничество, сотворчество» или «корректное моделирование личности». Это же такой весь непонятный подросток. Давайте позовём психолога, он всё нам расскажет, и мы поймём мотивы его и особенности развития. Такого общего подростка. Не психолога, конечно. Просто же. И понятно всё. Вот домашнее задание учителю: «Как я работаю с родителями». Сажусь писать. Слова-клише, слова- штампы, стандартные формулировки, одинаковые примеры. «Трудно переоценить», «Взаимодействие», «Содействие». Их читают, эти эссе, статьи, жюри на конкурсах оценивают, но не чувствуют. Не вздрагивает сердце. Не хочется после них расправить крылья и полететь. А как так сказать, чтоб захотелось? Хочется сказать что-то пронзительно важное. Обязательно своё. И нужное людям. А как? Не знаю. Пробую подобрать слова. Перебираю в памяти всё то, что когда-то по этому поводу уже писала, что опубликовано в «Учительской газете», в газете «Первое сентября». Много всего за 20 лет. Всегда было важным, чтоб не было как «лебедь, рак и щука». Обязательно вместе. И тогда роль родителя – неотъемлемая составляющего единого процесса, в тесной взаимосвязи всех составляющих суть воспитания и формирования. Всегда было важным, чтобы вперёд, к вершине, к достижениям, карабкаться что есть сил, и тогда роль родителей помощь, опора, поддержка. Настольной книгой всегда была «Педагогика для всех» и «Книга для родителей» С.Л. Соловейчика Бездна мудрости. Чего писать свои статьи, если там и про всё? Можно что-то добавить? Можно написать лучше? Давайте представим, каким бы символом можно было быстро изобразить, в каких отношениях находятся две составляющие жизни подростка «Семья и школа»? Наверное, это круг-гармония как восточный «инь-янь». Или два лепестка из цветка, где остальные лепестки – «дополнительное образование вне школы», «окружающая социальная среда во дворе», «компьютерный мир» и т.д. Совсем уж не хочется представлять весы, которые невидимая рука сбалансировать. Вы как? А я сижу и рисую просто лучи: такие теплые и светлые. И называю их просто Любовь. Любить их надо. Всегда. Просто любить. По-настоящему, по-человечески. И учителю и родителям. И всё. Больше ничего и не надо. А тогда выстроится та система, которая нужна ребёнку. Индивидуально каждому. То, что прекрасно работает с одним совсем не метод для другого. Можно проводить с родителями совместные чаепития, концерты, выезды на природу, выходы в театры, вместе планировать, проводить и анализировать все дела. Можно у каждого дома попить чаю и рассмотреть, есть ли в доме книги. Можно выучить по именам не только мам и пап, но и бабушек с дедушками, можно каждый день звонить всем и рассказывать об оценках, можно даже выиграть конкурс «Лучший классный руководитель Планеты Земля», выстроив уникальную воспитательную систему с множеством интерактивных методов, но при этом не любить их. Случайно неосторожной фразой обидеть одного и не попросить прощения. Ты же взрослый. Зачем? И родители точно так же. Можно каждый день звонить классному руководителю, ходить в школу, контролировать выполнение домашних заданий, быть активным участником педагогического процесса, но при этом любить не его самого, а его успехи, его оценки, его достижения. Именно поэтому я могу сказать по теме только одно: надо любить детей своих. А человек, сердце которого переполнено этим чувством что делает? Бескорыстно заботится. Поддерживает, когда трудно и невозможно сделать самому, внимательно слушает, советует, когда его просят это сделать, доверяет своего ребенка другому взрослому, который тоже его любит, чтобы расширить зону комфорта для своего ребёнка. Не выбирает его судьбу, определив в художественную или музыкальную школу и повесив дорогой ярлык «великий архитектор», «великий музыкант», а тонко и внимательно смотрит на склонности ребёнка (создавая разнодеятельностные ситуации) и предлагает пробовать себя в разных сферах. Почему подростки ориентируются на подростков, иногда не самых лучших? Почему в подростковом возрасте роль родителей отходит на второй план, третий, десятый? Потому что это закон природы? Чувство стаи? Не избежать этого? В среде сверстников они самоутверждаются и ведут борьбу за лидерство. Это да. Но роль родителей снижается не поэтому. Я спрашивала всегда об этом у ребят. Почему? Потому что родители перестают для детей быть интересными: говорят одно и то же, делают одно и то же, они скучные. Самая большая обида – сказать подружке: «Не нуди, ты как мама (или бабушка)». А подросток – существо мобильно и ищущее. Посоветовать родителям быть интересными, креативными, читающими, размышляющими, обсуждающими? Ну, это с моей стороны, вообще как-то странно будет. Какие ест, уж такие и есть. Родители, они родные. Ни их, ни Родину не выбирают. Любить их просто надо. И вс. По-настоящему. По-человечески. Что делать? К тому моменту, когда наступит момент ослабления связей «подросток-родитель» найти адекватную замену, то есть найти ребенку среду, в которой есть творческие, читающие, думающие, харизматичные, увлечённые, организующие интересную полезную, значимую деятельность взрослые и ребята старшего школьного возраста. Можно младшего студенческого. Что это может быть? У нас есть положительный опыт экспедиции «Экология общения», которые неоднократно освещался в различных источниках. Есть интересные профильные летние лагеря, есть творческие объединения, волонтрские отряды. Можно поискать. Давайте размышлять вместе. Что важно знать о ребенке педагогу, которому вы доверяете своего ребенка? Какой у него тип темперамента. Какой способ восприятия информации у него первичен. Какие предметы «даются» хорошо, а какие «западают». В каких кружках занимается. Успехи. Достижения. Есть ли особенности здоровья, о которых следует знать. Как любит проводить свободное время. Да, конечно, ответы на эти вопросы важно знать ответы. Но этого мало. О чем любит читать? Принято ли дома рассказывать о прочитанном и услышанном? Принято ли дома петь? Что считает отдыхом, а что работой? Много ли друзей? Кого считает настоящим другом? Чем увлекается? О чем мечтает? Бываете ли вы в театрах? Какой спектакль смотрели вместе? А мультфильмы? Есть самые любимые? Этих вопросов может быть бесконечное множество. А вопросы анкеты звучат сухо: «мать» , «отец», «чем занимается дополнительно». А где же Экзюпери: «Любит ли он ловить бабочек? Смотреть на звезды? А какой у него голос?» Напишите письмо своему классному руководителю. Расскажите о себе, о своей семье, о своих друзьях, о том, что вам дорого, о том, что вам интересно. О том, что вы делаете по выходным. А летом? В какие игры играете? Чего боитесь? Расскажите обо всем, о чем рассказали бы человеку, с которым вам предстоит построить живой ДИАЛОГ.»
Всего комментариев: 1
1
bahan1809 • 22:51, 06.11.2013
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены