РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья "Использование Интернет - средств для организации взаимодействия «семья – школа»"
Ушакова Ольга Валерьевна,
учитель химии МБОУ СОШ № 2 г. Мичуринска Тамбовской области Какова основная цель современного образования? Пожалуй, главным образом, это формирование компетентной, конкурентоспособной личности, способной легко адаптироваться в постоянно меняющемся мире. Какими средствами можно достичь подобного результата? В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что «Новая школа», в первую очередь, должна стать центром взаимодействия с родителями. В принципе, ничего нового мы не видим. Родителям всегда отводилась ведущая роль в процессе воспитания ребенка. Но почему на это положение сделан акцент? На наш взгляд, дело в противоречии, которое мы наблюдаем в современной школе. Это противоречие между потребностью общества и государства в воспитании гармонично развитых, компетентных выпускников и, с другой стороны, в отсутствии средств и возможностей семьи оказывать полноценную помощь педагогам в образовательном процессе. Как показывает практика, родительские собрания посещает от 30 до 50% родителей в каждом классе. До 10% родителей активно участвует в жизни коллектива (организуют и участвуют в походах, внеклассных мероприятиях, концертах), не говоря о ремонте и озеленении классных кабинетов, пришкольного участка и т.д. В чем причина «отчуждения», сложившегося в последнее время у значительной части родителей? В первую очередь, это нехватка времени и сил у родителей, вынужденных зарабатывать на хлеб насущный. Во-вторых, это отсутствие временной возможности у педагога оповестить каждого родителя о текущих делах, ведь не секрет, что не каждый ученик доносит всю необходимую информацию до родителей. В результате отсутствия времени для общения с педагогами, как говорится, с глазу на глаз, посещения тематических лекций, встреч с педагогом-психологом, социальным педагогом школы наблюдается недостаточный уровень подготовленности и осведомленности родителей по ряду вопросов; растет разрыв между школой и семьей, школа лишается возможности разносторонней объективной оценки личностных особенностей каждого ребенка. Как следствие, растет процент преступности, «беспризорности», снижение уровня мотивации школьников на учебу. Какой же выход из создавшейся ситуации? Обратимся к современным средствам, позволяющим наладить тесную двустороннюю связь и интерактивное общение между педагогическим коллективом и родителями. Это, в первую очередь, Интернет-ресурсы: сайты, блоги, средства web - 2.0. В первую очередь заслуживают внимания средства связи, доступные каждому педагогу и родителю: электронная почта, skype, обратная связь в рамках школьного сайта, возможности портала «Дневник.ru». Подобные средства дают возможность родителям быть в курсе проблем, возникающих у детей (в ходе учебного процесса, их адаптации к школе, общения со сверстниками). Возможности портала «Дневник.ru», в первую очередь, позволяют родителям контролировать успеваемость и посещение уроков. Но помимо этого, родителям предлагаются творческие конкурсы, в которых они могут участвовать самостоятельно или вместе со своим ребенком, что, несомненно, способствует более тесному общению и взаимопониманию в семье. На наш взгляд, самый простой вид информационного общения – это электронная почта и программа Skype, которые позволяют быстро решать с педагогами вопросы, возникшие в ходе образовательного процесса в школе или дома. Хочется обратить внимание на то, что данные средства предоставляют возможность родителям обратиться с вопросами, подчас не терпящими публичного представления, к специалистам школы: социальному педагогу, педагогу – психологу и др. Их контактные данные всегда имеются на соответствующей странице школьного сайта. Да, при серьезной необходимости без личного общения не обойтись, но предварительный диалог или решение мелких текущих вопросов можно осуществить именно посредством электронных средств. Именно поэтому, на наш взгляд, каждый классный руководитель в начале учебного года должен составить список электронных контактов родителей подопечного класса. В последнее время в практику повышения квалификации работников образования вошли виртуальные лаборатории, мастер-классы, вебинары и другие формы дистанционного обучения. У нас возникла мысль, а почему бы данные формы не предложить родителям для повышения уровня их компетентности по ряду образовательных вопросов. Для реализации данной задачи уместно в начале года провести с родителями анкетирование для выявления наиболее актуальных для них проблем образования. Это могут быть широкие темы («Повышение уровня экологической грамотности детей», «Коммуникативное общение подростков» и т.д.) и узкие, локальные темы («Дети и деньги», «Семейные ценности» и др.). Затем составляется график дистанционных мероприятий с указанием специалиста, который будет проводить его, формы и времени работы. График доводится до сведения родителей, которые делают свой выбор в пользу того или иного мероприятия. Всем записавшимся родителям предоставляется доступ к рабочей группе. Наиболее оптимальное время для реализации подобной формы – один час в промежутке от 18 до 20 часов. Для организации таких «ликбезов» можно приглашать не только педагогических работников, но и сотрудников ИДН, МЧС, медицинских учреждений, администрации районов города. Подобная работа, как показывает наша практика, способствует повышению уровня компетентности родителей по основным вопросам педагогики, мотивирует их на дальнейшее самосовершенствование и налаживание более тесной связи с работниками школы. Обратимся еще раз к национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В ней сказано, что «ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» [1]. На этапе актуализации, для выбора проблемы, выдвижения гипотезы, разработки плана работы над проектом существуют интерактивные доски (Stixy, Linoit, WikiWall и др.), позволяющие фиксировать, обсуждать, редактировать идеи в свободном режиме. Для этого учителю достаточно создать сервис и предоставить к нему доступ всем участникам творческой группы. Эти же средства позволяют создавать конечный продукт, размещая на нем результаты исследований («Химический состав атмосферы»). В качестве творческого задания учителя могут предложить воспитанникам создать интерактивный кроссворд (Puzzlecup.com). Данная работа позволяет обобщить знания по теме, мотивировать школьников на освоение учебного материала в рамках программы и сверх нее. Но для того, чтобы этот процесс стал для ребенка более интересным и актуальным, можно приобщить к нему родителей. Создание семейных кроссвордов повысит статус задания, повысит уровень мотивации и, как следствие, приведет к более качественному результату. То же самое можно сказать и об интерактивных презентациях, которые могут быть созданы усилиями всей семьи, например, по теме «Семейные традиции» или «Наши домашние питомцы». Совместный подбор материала, оформление его в определенном стиле, а подчас и создание литературных произведений (стихов, эссе, сочинений) объединяет членов семьи и повышает заинтересованность родителей в общении со школой. Через год мы будем отмечать юбилейную годовщину победы в Великой Отечественной войне. Уже сегодня оптимально начать работу по реализации, например, внутриклассного проекта «Как наши деды воевали…». Именно используя интерактивные средства общения, можно собрать богатый архивный материал, дополнить его рисунками, фотографиями, стихами, сочинениями, созданными всеми членами семей – участниками проекта и оформить это все в виде Интернет-сайта, блога, web-страницы, любой другой формы, доступной широкой общественности. В данной работе мы постарались кратко рассмотреть некоторые возможности, которые предоставляют современные Интернет-средства для укрепления связи «семья – школа». Мы уже не сомневаемся в том, что именно эти средства позволяют наладить активное участие родителей в школьной жизни, контроль их за деятельностью образовательного учреждения (самоуправление, родительский комитет, Совет школы) - все то, что является сегодня неотъемлемой составной частью успешного образовательного процесса в рамках школы.
Всего комментариев: 4
1
• 18:09, 21.10.2013
2
ushakovaov • 15:12, 22.10.2013
3
Ирина_Евгеньевна • 21:31, 01.11.2013
4
• 08:50, 03.11.2013
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены