РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья "Размышления о семье и школе"Родина Светлана Валентиновна Учитель начальных классов Тамбовская обл., г.Рассказово, МБОУ СОШ №4 корпус 5 Семья и школа – это мир из двух полюсов, в котором растет, взрослеет, мужает, образовывается, воспитывается и социализируется юный человек. Обширна и многообразна научно-педагогическая литература, анализирующая эту вечную тему. Уверена, и у каждого учителя всегда найдется что сказать в непрерывном диалоге семьи и школы о семье и школе и выразить, может быть, самые животрепещущие уточнения некоторых актуальных аспектов проблемы. Стиль взаимодействия семьи и школы всегда складывается внутри исторической эпохи и определяется всей конкретикой ее социальных обстоятельств. Среднее и старшее поколения моих коллег-учителей, конечно, помнят советское время, в котором прошла значительная часть нашей жизни. И тогда, как и сейчас, школа не была идеальным инструментом образования и воспитания. Тому есть целый ряд объективных и субъективных причин. В этом связи мне почему-то вспоминается эпизод фильма режиссера С.Ростоцкого «Доживем до понедельника», который может служить неким обобщенным срезом, отражающим взаимоотношения семьи и школы. Мать ученика (актриса Л.Соколова) вызвана к директору школы (актер В.Тихонов) по поводу плохого поведения и учебы сына-подростка. В беседе выясняются подробности семейной жизни, которые объективно не могут быть изменены, и вряд ли встреча с руководителем школы облегчит участь и женщины, и мальчика. Но директор, гуманист по своей сути, конечно, почувствовал проблемы семьи, его, безусловно, глубоко задел беспомощный и страдающий взгляд матери, ее печаль о сыне. В кадре остался только вечный вопрос «что делать?». Сегодня я бы ответила так: действием будет уже то, что претензии к ребенку станут предъявлять хотя бы в другом интонационном ключе, ибо всем нам «сочувствие дается», если уж ничего другого сделать нельзя. И тогда мы действительно сочувствовали матери в тишине последнего кадра этого эпизода. Семья и школа должны быть гуманистическими сообществами, где ребенку спокойно, безопасно, комфортно, где терпение и такт родителей и педагогов решают многие проблемы. Советская школа вела за собой семью. Не могу однозначно утверждать, что это было плохо. Как и всегда, в конечном итоге результат зависел от личности учителя, от его нравственной позиции, качества мышления, от способности убедить. Но в чем-то патронаж учителя, возможности школы воздействовать на детей тогда были более масштабными. Следует напомнить, что процесс воспитания и в семье и в школе – это всегда управляемый процесс. Другое дело, - права ребенка должны быть учтены. Правда, народная педагогика утверждает строгое послушание детей и следование традициям. Вопрос состоит в том, как соединить послушание с проявлением способностей, интересов, дарований ребенка, его характером, с которым, как утверждают сегодня психологи, он уже появляется на свет. Важно культивировать также систему осознанной трудовой деятельности, потребность трудиться, которая в жизненном успехе будет иметь, может быть, большее значение, чем дарование. Поиск решения этих проблем объединяет усилия семьи и школы в единой миссии. И школа, и семья формируют духовно-культурный базис личности, ее волю, систему ценностных ориентаций, то, что сделает человека духовно сильным и поможет разделить добро и зло, свет и тьму, высокое и низкое. Проблема формирования ценностных ориентаций сейчас, как никогда, чрезвычайно актуальна. Их размытость привела к тому, что мы принимаем за истинные ценности сомнительные суррогаты. Сформировать ценностные ориентации означает дать нашей молодежи правильный вектор движения и невиданных масштабов внутреннюю силу на всю жизнь. Среди таких ценностей – Родина, честь, совесть, свобода, здоровье, семья, любовь, милосердие, сострадание, терпение, образование, национальные традиции, природа земли и многое, многое другое. Задачу эту выполняют и семья, и школа. Но, думается, школа должна взять на себя главную роль. Всему этому можно научить в собственно образовательном процессе, отчетливо соединяя образование ребенка с его просвещением. Замечательное слово «просвещение», основное слово советской школы, в наше время почему-то отошло на задний план и, по сути дела, утратило свое значение. Традиции русской и российской школы были всегда сильны своим просвещенчеством. И тут уместно будет напомнить, что первое народное училище в Тамбовской области, то есть первую начальную школу, открыл 22 сентября 1786 года наместник тамбовский Г.Р. Державин. Цель ее – именно просвещение народа. По такому торжественному случаю Г.Р. Державин написал речь, которую поручил произнести представителю народа, козловскому однодворцу Петру Михайловичу Захарьину. Речь в высшей степени актуальна и сейчас и состоит в том, что Г.Р. Державин сформулировал миссию школы вообще (цитирую): «…здесь (в школе – С. Родина), почерпая твердые основания православной веры нашей и понимая великие истины Евангельского благовестия, ты будешь без суеверия и без ханжества прямым Христианином. Здесь, навыкая обязанностям гражданина, ты будешь послушным сыном, верным супругом, надежным приятелем, мирным соседом, чадолюбивым отцем, благопокорным начальству подчиненным, ревностным к службе Государя твоего подданным. Ты не преломишь совести на суде, не пощадишь груди своей в сражениях за пользу отечества и за славу своего Монарха, здесь приобыкнешь ты быть не тунеядцем, помня, что всяк земнородный должен в трудах своих снести хлеб свой. Здесь уразумеешь ты движение тел и будешь разумным ремесленником. Здесь обретешь познание причин естества и будешь домовитым хозяином, богатым нив пахарем, разумеющим свойства земли, и время поверит оные семена свои. Словом, ты будешь человеком…» (конец цитаты). И мы бы добавили: и гражданином. Старинный стиль речи не только не мешает понимать смысл, но усиливает ее пафос. Учителя и родители, семья и школа, должны отчетливо осознавать общность, единство усилий и ответственность в решении задач образования и воспитания. Меня настораживает тенденция разделения ценностных ориентаций семьи и школы в наше время. В основу национальной идеи России тоже положена идея просвещения народа, которая формирует и личностные, и государственные идеалы и которая способствует планомерному совершенствованию как человека, так и государства. На этом и держится механизм взаимодействия семьи и школы – на общей цели формирования Человека и Гражданина. В 2012 году Россия отметила 100-летие марша «Прощание славянки» В.И. Агапкина. Мой, тогда первый класс, в полном составе – дети и родители – принял участие в Региональном творческом конкурсе, посвященном этому юбилею. Родители помогали детям оформлять подписи к рисункам и составили небольшой комментарий. Мы стали победителями в своей возрастной группе. Каждый ребенок получил почетную грамоту и небольшой подарок. Теперь я думаю, что победила Семья и Школа. А мне, как учителю, радостно осознавать, что к победе моих детей и родителей, имею отношение и я.
Всего комментариев: 10
1
Шигарева • 18:46, 22.10.2013
2
mashulkab • 19:20, 22.10.2013
3
zhidkih • 19:31, 22.10.2013
4
оксанаколмыкова • 19:34, 22.10.2013
5
Martinova_vika • 22:16, 22.10.2013
6
• 23:08, 22.10.2013
7
SvetLarina • 23:13, 22.10.2013
8
• 23:16, 22.10.2013
9
alina_kos • 21:37, 23.10.2013
10
alexsaha • 22:45, 23.10.2013
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены