РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья "Семья и школа: педагогика сотрудничества"
Терехова Елена Анатольевна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углублённым изучением отдельных предметов» город Котовск Тамбовская область, учитель математики и экономики. Семья в процессе воспитания ребёнка играет как позитивную, так и негативную роль. Её положительное влияние на формирующуюся детскую личность неоценимо: никто, никогда и нигде не будет так сильно любить, так самоотверженно заботиться, так трепетно относиться к ребёнку, как его родные. С другой стороны, никто не сможет нанести большего вреда маленькому человеку, как неблагополучная семья. Крепкая счастливая семья, заботливые любящие родители – залог счастливого будущего маленького человека. Для комфортной и радостной жизни и деятельности детей, успешного личностного развития необходима продуманная система воспитательной работы школы, ориентированная на плодотворное сотрудничество с семьями обучающихся. Известный французский поэт, философ, эссеист Поль Валери считал, что воспитание не ограничивается школой, т.к. важнейшие воспитательные задачи невозможно решать без привлечения семьи. Именно совместные усилия родителей и школьных учителей приносят ощутимые, положительные результаты. Выдающийся отечественный педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский понимал, что и педагогам, и воспитателям нельзя обойтись без помощи и поддержки родителей в деле изучения, воспитания, развития детей. На практике плодотворный тандем школы и семьи порой весьма проблематичен. Зачастую родители со слов ребёнка получают искажённую информацию о школьной жизни, о его взаимоотношениях со сверстниками и педагогами, учебных успехах и промахах. Школьник эмоционально воспринимает происходящие события, пропуская всё через призму своего малого жизненного опыта и мировосприятия, поэтому подобные сведения не всегда объективны и справедливы. Перегруженные на работе и дома родители не успевают или не хотят разбираться в сложившейся ситуации, конструктивно решить проблему ребёнка. Они либо отмахиваются от подобной «ерунды», либо спешат обвинить других людей (классного руководителя, учителей-предметников, одноклассников и т.д.) в бедах своего любимого чада. Такое отношение семьи является серьёзной помехой на пути установления добрых взаимоотношений между родителями обучающихся и школой. Мудрые слова великого отечественного педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского о том, что нужно как можно реже вызывать в школу родителей учащихся для моральных нотаций и устрашения детей, актуальны и сегодня. Классные руководители изучают семьи школьников, социально-бытовые условия, специфику взаимоотношений школьника с близкими ему людьми, знакомятся с традициями, духовными ценностями семьи, устанавливают доверительные отношения с родителями (или лицами, их заменяющими), получают информацию о состоянии здоровья ребёнка, его склонностях, выявляют неблагополучные семьи, детей «группы риска». Для диагностики широко применяется классический психолого-педагогический набор: беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, ролевые и деловые игры, анализ кейс-ситуаций, продукты детского творчества. На основе исследований на каждую семью составляется социальный паспорт. Важнейшими составляющими делового сотрудничества школы и семьи являются:
Индивидуальные консультации строятся на доверительных отношениях между педагогом и ребёнком, педагогом и родителями. Они помогают подобрать правильный воспитательный подход к конкретному ребёнку. Медики утверждают, что болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому важной педагогической задачей является профилактика девиантного поведения школьников. Компетентный педагог видит насущные проблемы каждого ученика, старается творчески сотрудничать с родителями, объясняя им необходимость предъявления единых требований к ребёнку. Именно духовное родство семьи и школы, общность интересов и психолого-педагогических требований – залог положительных изменений в воспитании и обучении школьников. «… Всё обучение ребёнка - это его воспитание; что бы вы ему ни рассказывали, ни объясняли, ни спрашивали, вы прикасаетесь к его сердцу, вы излучаете свет, который, в конечном счёте, отражается на родителях…» - писал В.А. Сухомлинский. С его словами трудно не согласиться.
Всего комментариев: 3
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены