РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Категории "успешность" и "гуманность" при воспитании и образовании учащихся в системе НПО и СПО."

Н.М. Ваганова
БОУ СПО «ОТСЛХ», г. Омск,
преподаватель химии и биологии

В современной действительности структуры начального профессионального образования и среднего профессионального образования (далее – НПО и СПО соответственно) репрезентируют некоторый сдвиг социокультурных, речетворческих, коммуникативных парадигм. Следствием этого является экспликация особого типа педагогической активности, цель которой предстаёт в развитии личности посредством воспитания и обучения. Мы считаем, что подобная трансформация характеризуется факторами подготовленности и стабильности, что, безусловно, является важным показателем при получении на конечном этапе следования к категории «успешный выпускник системы НПО и СПО».

Подобная педагогическая деятельность способствует переориентированию образовательной среды: знания, получаемые в процессе обучения необходимо закреплять постоянно, нацеленность на результат должна быть максимальной и не носить скачкообразные характер рефлексии на каждом этапе познания. Важным, прагматически оправданным оказывается и новая стратегия развития, когда педагог не играет роль пассивного слушателя или только роль продуцента тех или иных знаний (к сожалению, в большинстве случаев мы имеем дело только с таким набором образовательных активностей). Каждый раз педагог, входя в аудиторию, должен репрезентировать аудитории многоаспектную модель поведения: и учитель, и знаток, и помощник, и друг. Не должно быть одностороннего «этапирования» моделей поведения.

На сегодняшний день значимыми в воспитании выпускника системы НПО и СПО оказываются такие категории, как «успешность» и «гуманность». Обе эти стратегии развития продуцируются из семьи, носят характер экспансии и напрямую определяют уровень образовательной активности ученика, его выбор и сфере профессионального зонирования образа будущего.

Что такое «гуманность»? Какова её роль в процессе становления выпускника как значимого, культурно и ценностно успешного? Возможно ли воспитать такого студента, когда потеряна среда на начальном этапе развития?

Такой перечень вопросов можно продолжать в геометрической прогрессии.

Определим для себя следующие зоны семантизации и ассоциирования, которые связаны с таким важным понятием, как гуманность:

  • «семья», «семейный», «родители», «я», «брат» и «сестра» – первый блок понятий составляют прагматически оправданные смыслы, которые сформированы в сознании учащихся системы СПО и НПО ещё в раннем возрасте? Они идут из семьи каждого учащегося.
  • «свобода», «совесть», «честь», «активность», «духовность», «развитие» – второй блок понятий, переориентирующих стремление выпускника на новый уровень. Данные дифференциальные признаки, безусловно, закладываются в семьи, а затем формируется отношение к этим понятием. Но и общественная роль здесь также немаловажна.
Обратимся к «Российскому ассоциативному словарю (ttp://www.tesaurus.ru/dict/dict.php).

Статистика по запросу: всего реакций на стимул: 612, различных реакций на стимул: 157, одиночных реакций на стимул: 107, отказов: 4. Заметим, что запрос был сделан на стимул «добрый», поскольку стимул «гуманный» отсутствует. Мы перечислим не все полученные стимулы, а только те, которые оказались значимыми для настоящего исследования: человек (94), дядя (62), друг (29), хороший (18), папа (10) и т.д.

Можно сделать следующий вывод. Вопросы гуманизации профессионального образования должны быть основаны на культурологических аспектах подготовки учащихся. Это способствует профессиональному росту и преподавателя, и его воспитанника. Поэтому каждый преподавать должен ставить перед собой цель – окультурить каждого учащегося, не просто познакомив его с нормами поведения (это также значимо), но и не допустить, когда будет осуществлён выброс отрицательного потенциала. Следовательно, мы говорим о необходимости гуманизации.

В этом случае в такой системе образования и воспитания коммуникативной и социально-значимой личности роль педагога возрастает:

  • он осуществляет внутреннюю системно-социальную оценку качества образования. Педагог тогда должен обладать достаточными знаниями и умениями для того, чтобы иметь адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках.
  • он должен диагностировать личность учащихся, тем самым создавая принцип обратной связи в воспитании и обучении. Это способствует их эффективности, а главное – обеспечивает личностное развитие учащихся.
Рецепция подобной информации возможна: в этом случае преподаватель должен быть нацелен на результат, когда гуманизация осуществляется в полном объёме, когда эксплицируются категории «успешности». Заметим, что именно познавательные способности оказываются прагматически значимыми, ситуативно обусловленными и релевантными для решения тех или иных образовательных задач.

Что такое успешность? Какова его роль в воспитании учащихся?

Обратимся к «Российскому ассоциативному словарю (ttp://www.tesaurus.ru/dict/dict.php).

Статистика по запросу: всего реакций на стимул: 101, различных реакций на стимул: 53, одиночных реакций на стимул: 39, отказов: 8. Реакции на стимул «успешный» были следующие (заметим, что мы перечислим не все полученные стимулы, а только те, которые оказались значимыми для настоящего исследования): весёлый (1), исход (1), исход дел (1), исход дела (1), прорыв (1), работа (1), результат (1). Полученные знания позволяют нам прийти к следующему выводу: педагог может воспитать успешного ученика в том случае, когда будет осуществляться постоянная работа над этим, при этом и учащиеся должны стремиться к таким вершинам.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим следующее: гуманизация и успешность есть важные стимулы, которые должны быть эксплицированы при решении задач высшего порядка, таких, как воспитание и образование учащихся в системе НПО и СПО.

Всего комментариев: 1
avatar
1 LMina • 18:49, 11.12.2013

Спасибо за статью, Наталья Михайловна. Успехов Вам!
Землячка. flower flower flower
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены