РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья «Диалог с родителями: прихоть или необходимость?»
Назарова Наталья Анатольевна,
ГБСКОУ школа №13 Приморского района Санкт-Петербурга, учитель музыки. Зачем вообще рассуждать на тему: «Семья и школа»? Семья и школа — два института, существующих параллельно, со своими традициями, ценностями, взглядами на воспитание, ожиданиями и требованиями к детям. Зачем школе и семье жить в диалоге? В царской России образование считалось привилегией и залогом безбедного будущего, поэтому семья также целиком и полностью доверяла свое чадо учебным заведениям - лицеям, гимназиям, приходским школам, училищам,- хотя принципы «кнута и пряника», штрафов за недостойное поведение, трудотерапия применялись широко. Во времена Советского Союза, когда образование стало массовым и бесплатным, впервые семья и школа начали активно строить отношения, сотрудничать, и уважение к школе, на мой взгляд, было огромным, ведь многие дети стали образованнее родителей. Это самое выгодное время для взаимодействия школы и семьи. Государством на школу была возложена серьезная миссия воспитания и образования не только детей, но и их родителей, учились всей семьей, вместе участвовали в мероприятиях! Постепенно ситуация изменилась, произошли глобальные изменения в обществе, переоценка идеалов и ценностей, и полное доверие к школе со стороны общества постепенно угасло. Для детей школа стала повинностью, для родителей — тягостью! Я считаю, для того, чтобы родители учеников понимали и принимали особенности школьной жизни, чтобы понимали и принимали своего ребенка, чтобы в результате ученику нравилось учиться, а отношение родителей к школе было не потребительское, а человеческое. Я уверена, что только реальный диалог школы и семьи во многом искоренит несогласие во взглядах на роль педагогов и родителей в жизни ребенка, поможет определить смысл обучения, поставить актуальные цель и задачи учебной деятельности, разработать единые требования к детям. Мы живем в сложное время, когда не существует общих ценностей и идеалов, что приводит к сильному различию ожиданий и требований к ребенку со стороны родителей и педагогов. Это особенно заметно при переходе ребенка из начальной школы в основную. Если в 1-4 классе родители более-менее активно участвуют в школьной жизни ребенка, то пятиклассник должен сразу стать самостоятельным и ответственным! Не секрет, что в среднем звене, родители реже посещают родительские собрания, в школу детей больше не провожают, в организации праздников не участвуют, мотивируя тем, что дети выросли. Эпизодическое участие родителей в школьной жизни ребенка приводит к непониманию внутри школьных процессов и недоверию к школе. Родители дистанцируются от школы, а порой внутренне противостоят ей. Это, в свою очередь, снижается интерес к учебе и успешность в учебной деятельности самого школьника. Стоит только сравнить дневники ученика начальной школы и пятиклассника: замечаний больше, текущих отметок меньше, успеваемость ниже, подписи родителей реже. Как избежать проблем, возникающих при переходе в среднюю школу? Искать точки соприкосновения школы и семьи, вопросы, которые можно решать вместе, мероприятия, интересные обеим сторонам, стараться исключать негативные стороны общения педагогов с родителями (вызовы в школу, обсуждение двоечников на собраниях, финансовые вложения). Проект был призван решить определенные задачи и предпринять обязательные шаги при переходе 4 класса на основную ступень обучения: 1. Снижение тревоги родителей через объяснение им возрастных особенностей и учебных возможностей детей. Для решения этой задачи в апреле классными руководителями (настоящим и будущим) совместно с психологом были проведены собрания для родителей четвероклассников в форме круглого стола. Родителям предлагались вопросы для обсуждения в группах: 2. Помощь учителям (классным руководителям, в первую очередь) в поиске путей взаимодействия с родителями учащихся: как привлечь родителей к проектной деятельности, какую роль отвести в организации мероприятий, принципиально новые разработки родительских собраний совместно с учащимися и др. 3. Активное приобщение родителей основной школы к организации и участию в школьных делах и делах класса. В школе была проведена Общественно-педагогическая акция, состоящая из нескольких мероприятий, где родителям предложены варианты взаимодействия со школой и конкретным классом:
4. Разработка программы просвещения родителей «Учимся вместе» совместно с психологом школы. Реализацию программы осуществляла инициативная группа: психолог, социальный педагог, педагог-организатор, классные руководители (настоящий — 4 класса, будущий — 5 класса), будущие учителя. Программа включала в себя мероприятия, обязательные для родителей, работу в подгруппах и факультативные мероприятия. Формы работы с родителями:
5. Активизация работы сайта школы. На сайте появилась страничка психолога и социального педагога «Скорая помощь» и страничка класса. На странице класса выкладывались все результаты тестов, анкетирования (без имен), голосования; фотографии с мероприятий, достижения класса и отдельных учащихся (портфолио класса), решались вопросы внеклассной работы и др. Такая работа плодотворно велась два года: в 4 классе и 5 классе. Результаты:
Школа и семья должны доверять друг другу, одинаково «мыслить», воспитывать новое поколение вместе, результативно сотрудничать, плодотворно взаимодействовать. Это необходимое условие на пути достижения качества образования! Дорогие коллеги! Пусть встречи с родителями учеников доставляют вам только позитивные эмоции!
Всего комментариев: 1
1
LMina • 15:13, 11.12.2013
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены