РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья "Некоторые аспекты воспитания нравственной личности"Строгова Ольга Павловна, педагог-психолог МБОУ "Гатчинская СОШ №8 "Центр образования" (г.Гатчина Ленинградской области) Есть только одна проблема, одна – единственная в мире: вернуть человеку духовное содержание, духовные заботы А. де Сент-Экзюпери Тема обусловлена серьезным нравственным кризисом в обществе и его пагубным влиянием на подрастающее поколение. Едва ли кто-нибудь из родителей скажет, что эти проблемы его не волнуют, или что их не существует вовсе. Безусловно, на школе лежит большой груз ответственности за формирование нравственного облика учеников, но основная роль в этом принадлежит семье, родителям. И потому, что они РОДИТЕЛИ, то есть главные люди в жизни для любого ребенка, и потому, что процесс воспитания происходит не столько словесными нотациями, поощрениями и санкциями («кнут и пряник»), сколько прямым считыванием информации с мамы и папы, по большей части незаметным для них самих. Можно сколько угодно рассуждать о вреде и пагубных последствиях курения, но если папа (или, что гораздо хуже, мама) дымит, как паровоз, то ребенок эти рассуждения просто-напросто не воспримет. Можно жестко наказывать ребенка за вранье, но если мама просит ребенка взять телефонную трубку и сказать тете Вале, что ее нет дома, то ребенок очень быстро осваивает «двойные стандарты» морали. Мы можем сколько угодно упрекать ребенка в непослушании, но ребенок каким-то хитрым образом отлично знает, что и мы сами в детстве были далеко не подарки для наших собственных родителей. Во всяком случае, крику души «Ну что за молодежь пошла, никакого уважения к старшим» уже более двух с половиной тысяч лет. Афинская демократия приговорила к смертной казни мудреца Сократа именно за то, что он объяснял молодым людям, что им не надо копировать дурные стороны родителей, а надо стремиться стать лучше их. Эту позицию Сократа сочли величайшим оскорблением древнегреческой педагогики и нравственности. Вряд ли кто-нибудь из родителей скажет, по крайней мере вслух, что не хочет, чтобы его ребенок был лучше его самого… ну или, по крайней мере, счастливее. По счастью, дети наши считывают не только наши недостатки, но и наши хорошие стороны. На самом деле, они, особенно в возрасте до 7-9 лет, отлично считывают все. Просто они делают это неосознанно. И они гораздо более снисходительны к нам, за исключением, может быть, подросткового возраста, чем мы к ним. И они очень быстро учатся, как себя вести себя с нами и другими людьми, и успешно осваивают науку манипулирования нами и разделения всех остальных людей на «важных» и «неважных». Именно поэтому сегодня мы говорим о таком аспекте нравственности, как уважение к другим людям. Рассмотрим две, на первый взгляд, похожие, формулировки.
Уважение к другим людям не позволяет ему грубые и оскорбительные выражения в речи, проявления физической агрессии, прочие разновидности хамства. Этот человек не станет сидеть в метро рядом со стоящей перед ним пожилой женщиной, не «подрежет» вашу машину на узкой дороге и даже, может быть, не ответит на грубость в свой адрес – пожмет плечами и отойдет. Но то же уважение не позволит ему равнодушно смотреть, как рядом обижают беззащитного. Он по крайней мере попытается помочь. А главное – он не помыкает и не оскорбляет тех, кто от него зависит, и не пресмыкается перед теми, от кого зависит он сам. Человек, уважающий других людей, уважает и себя. У него есть чувство собственного достоинства. Уважение, таким образом, нужно проявлять только к тем, кто является нужным или может представлять собой опасность. И к ним, впрочем, это уважение лишь внешнее, показное, а дома, на своей безопасной кухне, запросто можно и их разобрать по косточкам. Такая позиция, к счастью, редко доходит до крайности, но она постоянно проявляет себя в так называемых «мелочах». Почему – так называемых? Да потому что жизнь наша в основном состоит из мелочей, из случайных или рабочих повседневных контактов, из ситуаций со знаком «+» и со знаком «-» от «начальник мне улыбнулся» до «опять нахамили в автобусе». Если взять повседневную жизнь школы, то в школе эта тенденция прослеживается довольно четко. Если учитель перестал вести уроки в данном классе, число здоровающихся с ним уже через полгода сокращается наполовину. Что же касается т.н. учебно-вспомогательного персонала, то тех и вовсе не замечают почти 70% учеников – ну, возится со шваброй какая-то тетка в синем халате, явно из категории «ненужных» и «неопасных». Или, еще пример – дети разучились вслух признавать свои ошибки. Такое ощущение, что сказать «извините, пожалуйста» многим не позволяет структура челюстных мышц. Ну не поворачивается у них язык сказать «извините» учителю, и все! Разве что в присутствии и при моральном содействии завуча или директора. Или отношение к школьному имуществу. Школа – не дом, где может здорово влететь от родителей, поэтому в школе можно пачкать красивые светлые стены и пол, швыряться мандаринами в картины известного художника, развешанные на третьем этаже, и даже, извините, регулярно и старательно писать мимо унитаза в туалете. А учителя, соответственно – обслуга. Прислуга. В лучшем случае, гувернантки и гувернеры, то есть, лица второго сорта, с которыми можно особо не церемониться – наказать все равно не могут, тройку все равно, в конце концов, поставят. Предположим, будет задан вопрос – а зачем вообще быть нравственной личностью? Многие из тех, кого никак нельзя назвать нравственной личностью, вполне довольны жизнью. А я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, а нравственность там, не нравственность … это уж как получится. Вопрос вполне прагматический. Давайте попробуем ответить на него также с прагматической точки зрения и установим связь между уважением, нравственностью и счастливой жизнью. С прагматической точки зрения, счастье – это радость, душевное спокойствие и удовлетворенность. С этим последним, то есть с удовлетворением последних, нам поможет разобраться известная «пирамида Маслоу».
Последние три уровня называют также потребностью в самовыражении, личностном росте, саморазвитии. Но счастлив ли он на этих своих четырех уровнях? Живет ли он спокойно в своем золотом дворце на Лазурном берегу? Или его, как какого-нибудь, недостойного уважения бедняка, одолевают заботы – другие, конечно же, но оттого не менее досадные? Могу назвать вам основные: Потому что человек не только тело, но и дух. Ну или психика, сознание, с точки зрения атеиста. От перемены названий суть дела не меняется. Человеку для его удовлетворенности, спокойствия, счастья, необходимо иметь высшие потребности, ему необходимо развиваться и в духовном плане. Человек, относящийся к другим людям потребительски, в конечном счете обречен на одиночество. Человек, признающий других людей равными себе, не будет одинок никогда. Первый берет, стараясь поменьше отдать взамен. Второй отдает, щедро и бескорыстно, не взирая на обстоятельства и не заботясь о благодарности. Вот почему жизненный путь человека напрямую зависит от его нравственной позиции, т.е. от его отношения к другим людям.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены