РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Рефлексия как способ работы на занятиях с родителями"

Панова Жанна Геннадьевна, 
Гуманитарно-экономический колледж 
МПК Новгородского государственного университета им.Ярослава Мудрого, 
преподаватель психологии. 

В настоящее время в обществе происходит рост самосознания, который способствует укреплению института семьи и устоев общества. Молодые родители активно интересуются проблемами воспитания детей, вопросами взаимодействия внутри семьи, что влечет за собой их участие в общественной жизни страны и города. Изучение данных вопросов необходимо осуществлять не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Это возможно в процессе обсуждения проблем, моделирования ситуаций, участия в игровых упражнениях. Коллеги из Швеции эту работу осуществляют, организуя групповые занятия для отцов в так называемых Папа-школах. Особенностью Папа-школы является мужская аудитория, позволяющая открыто обсуждать «мужские» вопросы воспитания.

Папа-школа – групповая форма социально-психологической работы с молодыми отцами, направленная на развитие у них лучших отцовских и мужских качеств – заботливости, терпимости, понимания, ответственности, осознанности в выполнении отцовских обязанностей. При посещении таких групп одновременно происходит понимание того, что отцовство – не только обязанность, но и право, радость, гордость, удовольствие в жизни мужчины.

В Великом Новгороде во время проведения различных Родительских школ отмечается преимущественное участие женской аудитории, хотя и мужчины тоже начали участвовать в работе таких групп. Большинство из участников - мужчин считают, что комфортнее себя бы чувствовали в группе отцов.

Используя международный опыт и опыт коллег из Санкт-Петербурга, считаем необходимым организацию таких групп и в Великом Новгороде.

Данный проект является призером конкурса социально значимых проектов в области молодежной политики в Великом Новгороде в марте 2013 года. Реализация проекта будет осуществляться в апреле-декабре 2013 года на базе МАДОУ № 62.

Цель проекта – подготовка молодых мужчин к активному отцовству и равноправным отношениям с матерью ребенка.

Задачи:

  1. Изучение запросов отцов в области воспитания и самообразования.
  2. Определение круга проблем взаимодействия с ребенком в семье.
  3. Выявление интересного позитивного опыта взаимодействия с ребенком.
  4. Проведение консультативных занятий.
  5. Формирование у молодых отцов стремления проявить себя в семье конструктивно.
План работы «Папа-школы»
  1. Знакомство. Задачи и содержание занятий «Папа-школы».
  2. Особенности современных детей и основы взаимодействия с ними. (Хочу, но не могу).
  3. Полоролевая идентификация в детском возрасте. ( Я- девочка, я- мальчик).
  4. Психосексуальное развитие. (Я расту папой, я расту мамой)
  5. Подготовка ребенка к жизни. (Научить быть счастливыми)
  6. Работа со стереотипами. (Почему мы именно так поступаем?).
  7. Технологии развития ребенка. (Решение задач интеллектуального и личностного развития).
  8. Основы конфликтологии. (Зачем нужны конфликты?)
  9. Психолого-педагогические основы формирования характера. (Яблоко от яблони…).
  10. Семейные традиции и ценности. (Моя семья –это 7 Я).
  11. Насилие в семейной жизни. (Кто прав, кто виноват?)
  12. Социализация ребенка. (Я и другие).
  13. Развитие способностей. (Тренинг креативности).
  14. Тема по запросу. (Вопросы и ответы).
  15. Итоги работы. (Рефлексия).
Наиболее эффективной формой работы с родителями мы считаем рефлексивные методы, так как они в наибольшей степени способствуют осознанию полученной информации и мотивируют на ее применение в процессе воспитания.

Рефлексия - это осознание человеком психического процесса, протекающего в данный момент в нем самом. Такое осознание способствует духовному росту человека, успешности, самореализации.[2]

Занятия с родителями направлены на овладение процессом взаимодействия. Взаимодействие - процесс воздействия людей друг на друга. Взаимодействие предметно, ситуативно, рефлексивно, многозначно. Позитивное взаимодействие основывается на сотрудничестве. Сотрудничество проявляется в способах организации диалога, оценке деятельности партнеров по общению, создании атмосферы доверия. Диалог реализуется через беседу, дискуссию. Эффективность диалога зависит от постановки вопросов. Дискуссия предполагает спор в ходе обмена мнениями по возникшей проблеме, который имеет определенные технологические проблемы аргументации, доказательства и конструктивной критики. Для взрослого в ситуации диалогового взаимодействия важным является умение прекратить разговор, не обижая собеседника [5].

Что бы человек ни делал, о чем бы ни думал, ему следует осознавать психические процессы, в нем самом протекающие. Человеку нужно осознавать реакцию окружающих людей на происходящие в нем процессы, замечать внешние и внутренние проявления окружающих людей. Человеку необходимо видеть свое влияние на мир.

Всего комментариев: 4
avatar
1 • 01:07, 17.10.2013

Спасибо! Прочитала статью несколько раз, заинтересована папа-школой, как формой работы с родителями. Интересен сам план работы, хотелось бы узнать о
avatar
2 ЖаннаП • 12:46, 17.10.2013

Спасибо за интерес. Обязательно позже напишу о текущих результатах
avatar
3 Ирина_Евгеньевна • 23:54, 17.10.2013

Хорошая статья. Правда, вторая часть - про рефлексию - выглядит самостоятельной и обособленной от первой, как будто две разных темы взяты. Интересная задумка с Папа-школами. Значит, вы так поняли тему конкурса: "Семья и школа" - это школа для каждого члена семьи? Что ж, здесь много статей, которые не про школу...
avatar
4 ЖаннаП • 16:42, 18.10.2013

Помните еще в советском журнале "Семья и школа" был представлен большой спектр материалов и я считаю,что сейчас обособляться нельзя.А что касается рефлексии-это главная задача психологии-развитие сознания. Спасибо.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены