РАЗРАБОТКИ
|
Конкурсная статья "Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании толерантности подростков".
Бузина Оксана Владимировна,
учитель географии, социальный педагог Муниципальное казенное образовательное учреждение Качалинская средняя общеобразовательная школа В воспитании все дело в том, кто воспитывает. (Д.Писарев) Толерантность – слово уже не новое ни для родителей, ни для школьников, и так необходимое в современное время. А для нашей школы особенно актуальное, если учесть, что половина детей в классах - мусульмане (чеченцы, казахи). Социальное неравенство, многонациональность, столкновение религий… Все это приводит к конфликтам между молодыми, как губка, впитывающими окружающую действительность подростками. Заменяя как-то учителя обществознания и разбирая со старшеклассниками тему «Природа и человек», я столкнулась с неприятием чеченцами учения Дарвина. Ребята категорически отказывались верить и говорить о происхождении человека от обезьяны. Что это? Слепая вера, патриотизм или подростковый максимализм, характерный для их возраста? Но что бы это ни было, большую роль здесь играла семья. А я, как учитель, попыталась отыскать в глубинах знаний учащихся понятие «толерантности». Напомнить, что одно из проявлений толерантного человека – принятие других мнений. А сколько раз приходилось разбирать конфликты между русскими и чеченскими ребятами! Не так посмотрел, не то сказал, вытер руки после приветствия: буквально все приводило к взрыву эмоций. Но одних бесед учителей уже недостаточно. И тогда – приглашение родителей, их рассказы о том, что в Великую Отечественную войну их деды и прадеды вместе воевали на Сталинградской земле. Столкнувшись с такими ситуациями в школе, я решила провести небольшое исследование, постараться выяснить истоки конфликтов, отношение подростков друг к другу. Подобрала несколько анкет, отражающих этническую толерантность подростков. Ведь этническая толерантность или, напротив, этническая интолерантность во многом определяет характер межнациональных отношений. Было опрошено – 26 учащихся 8-11 классов. Среди них: русских – 10 человек, удмуртов – 2 человека, казахов – 5 человек, чеченцев – 9 человек. Анкеты выявляли, насколько подростки способны терпимо принимать или не принимать других людей в общении. Большинство ответов оказались толерантными, за исключением нескольких. На вопрос «Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители», 4 человека ответили отрицательно. Среди них: 2 русских, 1 казах, 1 удмурт. Не хотели бы видеть в своей стране представителей других национальностей – 2 человека. Не хотели бы видеть в своей стране представителей чеченской национальности – 7 человек. Большинство ответили, что возможно принять представителей других национальностей в качестве туристов. С утверждением «Россия – многонациональная страна, и ее Президент не обязательно должен быть русским по национальности» не согласилось 11 человек. С утверждением, что самой главной религией в России должно быть православие, согласилось 12 человек. С утверждением «Народы, которые имеют свою историческую родину за пределами России, должны уехать», согласилось 7 человек. Утверждение, что национализм заслуживает всяческого осуждения, посчитали неправильным 10 человек. Таким образом, вырисовывалась картина того, что на формирование толерантного сознания подростков влияет общественное окружение, средства массовой информации. Поэтому воспитание толерантности в поликультурной среде должно происходить не только посредством бесед учителей и родителей, но и конкретными примерами. В нашей школе такие примеры есть. Это праздник национальных культур, где ребята со своими родителями не только рассказывают о традициях своего народа, но и танцуют национальные танцы, поют национальные песни и угощают национальными блюдами. Еще один яркий пример, когда классный руководитель одного из классов показывает, что не только она может научить ребят чему-то, но и они ее, а именно, исполнять со своими учениками-чеченцами их танцы. Но причиной интолерантности подростков являются не только межнациональные отношения, а и межличностные. Вот уже 10 лет я работаю социальным педагогом в сельской школе. И по своим должностным обязанностям часто общаюсь с неблагополучными семьями. Вижу, как подростки из таких семей, вырастая, как под копирку, выбирают жизненный путь своих родителей. А в классе становятся если не изгоями, то предметом частых насмешек. В условиях семейных конфликтов любой ребенок приобретает негативный опыт общения. Он разочаровывается во взаимоотношениях между людьми. Реализует увиденный опыт общения в школе со своими сверстниками. Проявляет агрессию, грубит, язвит. А мы, учителя, все чаще наблюдаем такую картину: родители сдают свое чадо в школу, как в камеру хранения. Слышим такие реплики: «Вы учителя, вот учите и воспитывайте». Да, действительно, значительную часть времени дети проводят в школе и учитель имеет специальное образование. Он обязан учить и воспитывать. Никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит в воспитании отца и мать. Прежде всего, они могут заложить в ребенке фундамент добра, научить его порядочности. Ведь не зря гласит пословица: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Так кто же является воспитателем: семья или школа? Ответ один – пальму первенства я отдаю семье. А школа, как квалифицированный сотрудник, должна являться консультантом и партнером семьи, обеспечивая, таким образом, сотрудничество между ними.
Всего комментариев: 2
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены