РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сценарий защиты проекта «Афганское эхо»

Митина Татьяна Михайловна,
МОУ Югыдъягская СОШ, РК,

1 ведущий:

15 февраля 1989 года, 25 лет назад закончилась война в Афганистане, которая шла 10 лет. Что это за странная война, о которой ничего не знали даже те, кто воевал там? За что погибли 16 тысяч пацанов 18-20 лет? Из РК –количество погибших: 142 человека. Участие наших войск в вооруженных конфликтах долгие годы скрывалось. Мы знали, что нашим парням приходится защищать интересы страны далеко за ее пределами, однако это были не официальны сведения, скорее, детали, фразы, вскольз брошенные людьми, выполнявшими военные задачи в Корее, во Вьетнаме, на Кубе, в Египте, в Афганистане…

Вернувшись домой, они не носили боевых наград, хранили в себе боль и переживания. Они навечно уходили от нас, так и не поведав даже близким того, что скрывала от мира «подписка о неразглашении». Их отцы – не ветераны… Ветераны войны – сыновья…

Как же много потребовалось лет, чтобы осознать глубокий смысл строчки В.Высоцкого – «…мы не успели оглянуться, а сыновья уходят в бой!».

Они уходили, вчерашние школьники, порой не зная точно, где она, эта страна, в которой з предстоит служить. Но, глубоко понимая смысл слова «долг», они не бежали и не прятались, долг выполняли с честью, словом, так, как велели, завещали деды и отцы.

…Что такое Афган –
Мне не скажет никто,
кроме тех пацанов,
чья кровь на горах.
Что такое Афган –
Это гибель друзей.
Что такое Афган –
Это плачь матерей.
Что такое Афган –
Мне не скажет никто,
Кроме тех пацанов,
Что остались в горах.

2 ведущий:

Наш проект в 2013-2014 г.г. мы решили посвятить 25-летию окончания Афганской войны. Получили задание от сельского совета, просьбу от Администрации района, Совета ветеранов собрать информацию о ветеранах-афганцах. Тематика конкурса у нас прежняя – «Восстановление исторической памяти».

В нашем поселке 6 ветеранов-афганцев( 3-х уже давно нет в живых). Они приравнены в правах с ветеранами Великой Отечественной войны.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:

Мало кто в поселке знает о наших земляках, проливавших свою кровь в Афганистане.. Нет на их домах и традиционных красных звездочек. Не все получают денежные выплаты и другие льготы, полагающиеся ветеранам. Мы решили восстановить справедливость.

Доблесть и подвиг рядовых солдат советской армии могут служить примером патриотизма, верности нашим идеалам в сегодняшнем сложном, многонациональном поселковом социуме.

ЦЕЛЬ: восстановление исторической памяти о ветеранах локальных войн.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомиться с ветеранами-афганцами, их родными и близкими, собрать материалы об их службе из семейных архивов;
  2. Собрать и оформить альбом «Ветераны Афганской войны поселка Югыдъяг»;
  3. Помочь социальным работникам поселка Югыдъяг в оформлении альбома «Они исполняли свой воинский долг»;
  4. Провести при финансировании Главы администрации поселка Югыдъяг в феврале в школе «Вечер встречи с ветеранами-афганцами» с приглашением их, их жен, родителей, детей, Совета ветеранов.
  5. На уроках труда вырезать звездочки ветеранов и повесить их на домах ветеранов-афганцев.
  6. Оформить экспозицию в школьном музее о ветеранах локальных войн.

ВЕДУЩИЙ: Мы разработали собственный вариант решения проблемы:

  • Краеведческие исследования по сбору информации о ветеранах Афганской войны
  • мероприятия к 25-летию вывода советских войск из Афганистана
  • Наша помощь ветеранам-афганцам в получении льгот,
  • Изготовление красных звездочек и вывешивание их на домах ветеранов.

НАША ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и Путь решения проблемы:

  1. Познакомиться с ветеранами-афганцами, их родными и близкими, собрать материалы об их службе из семейных архивов;
  2. Собрать и оформить альбом «Ветераны Афганской войны поселка Югыдъяг»;
  3. Помочь социальным работникам поселка Югыдъяг в оформлении альбома «Они исполняли свой воинский долг»;
  4. Провести при финансировании Главы администрации поселка Югыдъяг в феврале в школе «Вечер встречи с ветеранами-афганцами» с приглашением их, их жен, родителей, детей, Совета ветеранов.
  5. На уроках труда вырезать звездочки ветеранов и повесить их на домах ветеранов-афганцев.
  6. Оформить экспозицию в школьном музее о ветеранах локальных войн.

Ожидаемый эффект:

  • Просветительский. Патриотизм. Атрибутика ветеранов войн – звездочки на стенах домов ветеранов, знакомство с нашими скромными тружениками-ветеранами на вечере встречи. Чувство гордости за подвиг солдат, уважение к старшему поколению.

Временные рамки:

  • С сентября 2013 по март 2014 гг.

Простота реализации, посильность исполнения:

  • Возраст детей: 5-11 классы, проведение вечеров- встреч-это традиционная работа членов краеведческого объединения.

Наличие необходимых ресурсов:

  • Всего потрачено на проект -1300 рублей. Чек прилагается. На канцтовары-300 рублей, подарки на вечере встречи-1000 рублей. Спонсировали деньги: Глава администрации поселка Югыдъяг, потрачено 300 рублей из премии прошлого года за 3 место в районном этапе Акции «Я-гражданин России».

Наличие определенного опыта:

  • Участие в районном этапе Акции 2012-2013 гг – 3 место.

Правовая обоснованность деятельности по реализации проекта:

  1. Обращение Администрации поселка к краеведческому объединению «Светлый бор» (прилагается),
  2. Обращение к директору МОУ Югыдъягской СОШ Гбу РК «Центра по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» (прилагается),

ВЕДУЩИЙ: Этапы реализации программы командой

  • Сентябрь – Поиск наиболее злободневной проблемы в поселке. В связи с юбилеем окончания войны в Афганистане решили, что это - забвение подвига ветеранов локальных войн. Православные краеведческие чтения и участие в них группы.
  • Октябрь – знакомство с проблемами ветеранов-афганцев и сбор материала. Православные краеведческие чтения и участие в них группы.
  • Ноябрь – Сбор информации, оформление альбомов
  • Декабрь- Работа с источниками и литературой
  • Январь – Подготовка вечера встречи
  • Февраль – Вечер встречи 21.02.2014 г. Ветераны-афганцы пришли с женами и родителями
  • Март – Подготовка к районному этапу акции

Ведущий: Коротко о наших ветеранах.

Ильин Николай Васильевич. Родился в 1967 г.

В Афганистане служил в 1986-1987 г.г. Место службы –Мало-Афганский Памир, Горно-Бадайский район, деревня Базай-Гумбат. Это территория, прилегающая к границам на севере Пакистана. Начальник заставы – майор Говоров. С местным населением почти не общались. За 7 предыдущих лет войны не прибавили доверия ни нам, ни афганцам. На заставе была комната с портретами двух президентов – нашего и афганского. В этой комнате для решения разных вопросов встречались с местными жителями. Все продукты привозились на заставу вертолетами. Если привозили 10 тонн муки, 5 – отдавали местным жителям. Афганские племена здесь жили скотоводством, разводили яков, этих горных крупных животных.

Николай Васильевич знаком был и с «грузом 200», так называли цинковые гробы погибших солдат. Своего друга с «грузом 200» он привез родителям в город Ухту.
Сегодня он механик ЛПХ, женат, 2 детей учатся в училищах г Сыктывкара. Его жена – Любовь Михайловна – воспитательница в детском саду. Мама – Дина Егоровна – дочь репрессированной из Воронежской области.

Матвеев Анатолий Николаевич, 1962 г.р

В Республике Афганистан служил: 01.1982 – 01.1983 г.г. В/Ч 2066

Рядовой, старший телеграфист радиостанций средней и большой мощности.

Павлючков Николай Анатольевич Родился в 1967 году.

Служил в Афганистане в 1986-1987 гг. Попал туда из Таджикистана. 500 человек привезли в Афганистан через горд Иман-Сахиб. Автоматами калашникова и легкой артиллерией защищали кишлаки от душманов, ловили караваны с оружием и наркотиками.

Кудряшов Александр Ремович, 1964 г.р.

В Республике Афганистан служил в 1984-1985 г.г. в ВДВ. Специальность – заряжающий боевой машины десанта, сержант. В Афганистане пережил немало, об этом говорит его награда – медаль «За боевые заслуги». До самого увольнения мать не знала, что его сын воюет в Афганистане. Чтобы не расстраивать маму, Саша каждое письмо начинал словами: «Привет из Германии!».

Война не озлобила его, он оставался отзывчивым на чужую беду, всегда был готов помочь односельчанам. В 1992 г. он погиб при попытке разоружить озверевшего вооруженного преступника в нашем поселке. Жители Югыдъяга хранят добрую память о ветеране-афганце.

Карманов Владимир Александрович, Родился в 1957 году.

В Афганистан зашел с первыми частями советской армии в 1979 году. Многое, что он пережил мы можем сегодня узнать из его писем своей жене и сыну. Имеет боевые награды.

Козлов Виталий Хрисанфович

1961-1997 гг. В Афганистане находился в 1980-1981 гг. Был водителем, имеет награды.

ВЫВОДЫ по реализации проекта:

  1. Главный итог: жители поселка и школьники вспомнили героические страницы биографий ветеранов.
  2. Собраны альбомы по ветеранам-афганцам, куда вошли уникальные фотографии, письма, документы.
  3. Проведен вечер встречи с ветеранами-афганцами в школе.
  4. Восстановлена справедливость: ветераны локальных войн теперь имеют на стенах домов звездочки, знак героизма ребят в Афганской войне, почетный знак, который говорит о равенстве прав ветеранов Великой Отечественной войны с ветеранами локальных войн.
  5. Подготовлена защита проекта «Я гражданин России».
  6. Надеемся на сотрудничество с афганцами на ежегодных уроках мира 1-го сентября .

…А я-то кто?
Военный ветеран…
И как-то часто
Давит на виски
Из прежней жизни
Мыслей ураган.
Не сплю
По – волчьи вою от тоски.
Тоски о том,
Что там метут пески,
Воды глоток,
А на обед варан,
И «духи» давят,
Нас берут в тиски
В своей родной
Пустыне Регистан.
Мы выжили.
Домой, в Союз, летя,
Клялись, что наше
Братство сохраним!..
Мне до тебя по карте
-три локтя.
Чем дышишь, брат?
Господь тебя храни.

4 ведущий:

Февраль, разбитый пополам,
Вселил надежду и тревогу:
Женевский шаг - ещё не шаг,
Нас ждёт домой, в Союз дорога!
И мы считаем дни...
Прощай, Афганистан!
Гвоздики в ствол! Конец войне!
Встречайте, мама и родные!
Да, был я там. Горжусь теперь.
И ты теперь гордись за сына!
Ведь сын твой там зря хлеб не ел,
Он был в одной узде с приказом,
Он в горы лез, хрипел, потел,
Врагу не уступив ни разу!
На той слепой войне.
На той святой войне.

4 чтец:

Снег хрустит под ногами.
Отгремели бои.
Я сегодня не с вами.
С вами мысли мои.
Я иду по посёлку.
А вокруг тишина.
Тишина. Что в ней толку,
Если в сердце - война? Я горю вполнакала,
Дни текут не спеша.
Лёгким воздуха мало,
И тоскует душа.
Давит светом тоскливым
Тонкий серпик луны.
Я иду сиротливо
Посреди тишины.

6 чтец:

Опостылело сонное царство,
И обид уже больше не счесть.
Где ж ты, наше былое гусарство?
Где же вы, совесть, отвага и честь?
Над землею зловещие тучи
Проплывают, как фразы о том,
Что, возможно, мы жили лучше,
Только вряд ли теперь заживём.
Мы ни лучше, ни хуже не стали:
Не сравнив, не спеши укорять. Только честь мы давно потеряли,
Что ещё нам осталось терять?
Мы не дрались, не протестовали,
Глядя, как изощряется мразь,
Доблесть нашу политики смяли.
И втоптали в кровавую грязь.
Жизнь - как грустная серая повесть.
Но одно мы не вправе забыть:
Если мы потеряем и совесть,
То зачем вообще дальше жить.

Судьбы зигзаги, злые повороты
Кидали нас в отчаянные дали.
И поднимались в горы наши роты,
Став на тропу кровавых вакхаланий.
На то не наша, видит Бог, затея
Вмешаться в эту яростную драку.
Раз был приказ, хотели-не хотели,
Но превратили всех нас в вурдалаков.
И кровь чужой земли рвала нам глотки,
Мы ей захлебывались, разум обжигали.
Юнцы,мальчишки в выцветших пилотках
В свои родные души мы стреляли.
Мы с той поры стоим на лобном месте,
Повязанные общими делами,
Сжимая зубы от незримой мести,
Но с поднятыми гордо головами.
То. кем мы стали, не заменят льготы.
А нам бы жить-без страха, без печали,
Но нашей жизни злые повороты
Кровавой меткой всех поотмечали.
Я так хочу, чтоб было омовенье
За этот долгий и суровый путь!
Да ниспошлет Господь нам искупленье,
Чтоб дальше нам в грехах не потонуть.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены