РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Гражданско-патриотическое воспитание как важная составляющая духовной культуры младших школьников

«Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее».
В.Г. Белинский.

«Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым Родины.»

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для «Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой.»

«Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота Родины, яв­ляется неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.»

Понимая, «что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях.»

«Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям,» сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Патриотическое «воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.»

Патриотизм и нравственная культура имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека.

Современное падение нравов – это страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. «Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твёрдые основы нравственности, духовности, патриотизма.»

В настоящее время наблюдается процесс разрушения общества. Основные причины данного явления неразрывно связаны с происходящими в обществе процессами, нередко сопровождаемыми негативными явлениями.

Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, разрушение идеологии стали причиной понижения воспитательного воздействия таких ведущих институтов воспитания как семьи, учреждений образования, культуры на формирование патриотических качеств учащихся. Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации, что затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений.

В этих условиях, современные учителя находят в себе силы, знания, мудрость, чтобы исполнить задачу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся. Чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям и Отечеству.

Духовное «воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках истории, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях истории, подвигах российских полководцев, героев-односельчан.»

Продолжением духовного общения являются экскурсии по городу, посещение храмов, памятников культуры, которые расположены на территории района и города, рассказы, беседы с использованием мультимедийных электронных пособий, которые воспитывают в детях бережное отношение к родной земле, «уважение к старшим, трудолюбие, терпение и милосердие, «чувство долга, память о предках, историческую память, национальное самосознание на основе гармонии, единства красоты, добра и справедливости.»»

Компонентами гражданского воспитания являются патриотическое, правовое, нравственное воспитание, обеспечивающие формирование чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти, способности выполнять возложенные обязанности, гармонично сочетать патриотические и интернациональные чувства.

«Приобщение к духовным ценностям учащихся в школе начинается с ребят первого класса. Начальная школа позволяет учить детей сопротивлению добра злу ежедневно. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку.» Эти ценности приобретаются их собственными усилиями.

В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Этому в полной мере отвечают занятия в кружках, секциях. «На занятиях кружка расширяются границы гражданских, духовных понятий, рассказывается о традициях, быте, укладе жизни прошлых поколений, одновременно воспитывается у ребят чувство гостеприимства, заботы о порядке в доме.»

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

Не секрет, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая тропинка, журчанье ручейка, полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине.

В статье использовано стоковое изображение от Depositphotos

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены