РАЗРАБОТКИ
|
Занятие-посиделки для детского сада по теме "Традиции Масленицы"Разработал: Форма организации детей: групповая, подгрупповая Место проведения: музыкальный зал Количество детей: 20 человек Цель: формировать представления детей о традициях русского календарно – обрядового праздника Масленица. Задачи:
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, рееое развитие, социально коммуникативное развитие. Методы:
Приемы:
ТСО: компьютер, проектор, экран. Материал и оборудование: аккордеон, оформление русской горницы (посуда, лавки, рушники), русские костюмы, русские народные инструменты, мольберт, магниты. Демонстрационный: лучи с названием дней недели, макет солнца, мультимедийная презентация. Раздаточный: музыкальные инструменты (бубны, ложки, румбы), пиктограммы. Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание частушек и русской народной песни «Блины», танцевальной композиции «Ложкари», знакомство с русскими народными играми «Целовочки», «Гори ясно», «Ручеек», беседа воспитателя о русских праздниках, русских пословицах и поговорках. Рассматривание альбомов: «Русские народные праздники», «Русские народные костюмы». Рассматривание репродукций картин русских художников - И. Суриков «Масленица», Н. Кустодиев «Масленица», Б. Кустодиев «Масляничное гуляние», слушание аудиозаписи «Звон колоколов». Рисование «Хохломская роспись». Словарная работа: расширение словарного запаса новыми словами: «заигрыш», «разгул», активизация в речи слов: Масленица, ложкари, традиции, закрепление текстов пословиц и поговорок, названий дней недели, развитие умения подбирать сравнительные характеристики. Индивидуальная работа: стимулирование детей к активности, поощрение действий, оказание помощи детям, затрудняющимся в выполнении заданий. Работа с родителями: подготовка костюмов, подбор иллюстраций к альбомам, разучивание текстов частушек, пословиц, потешек.
Ход НОД:
1. Организационный этап. Психологический настрой. Звучит русская народная музыка, дети входят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель в русском костюме, останавливаются в кругу. Муз. Рук. (русский поклон) Здоровы будете, добры молодцы, да красны девицы! Рада видеть вас у себя на посиделках. День короток, вечер долог, чем себя занять? Как не гостей привечать? И к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними. Здравствуйте дорогие гости! Красному гостю – красное место, присаживайтесь и вы на лавочки. Звучит музыка, дети садятся.
2. Мотивационно-побудительный этап. Введение в тему. Муз. Рук. Ребята, отгадайте загадку: И с икрой и со сметаной, Правильно, посмотрите внимательно на картинку, на что похож блин по своей форме и цвету? Дети: (предполагаемые ответы) блин похож по форме на круг, тарелку, колобок, солнышко…….. Муз. Рук. Верно, молодцы. С давних времен блины на Руси считали символом солнца. Блины такие же золотистые и румяные, как солнышко. Именно тепла солнечных лучей и ждали люди после долгой, холодной зимы. Я люблю блины с медом, а вы? Дети. (Предполагаемые ответы) Я люблю блины с вареньем, а я со сгущенкой…… Муз. Рук. А раньше сгущенки не было, и поэтому блины подавали с коровьим маслом, сметаной, яйцами, икрой. Масляные блины стали традиционным блюдом одного из самых любимых русских праздников. Как он называется? Дети. Масленица Муз. Рук. Какие его традиции знаете?
3. Основная часть. Актуализация имеющихся знаний и навыков. Дети. (Предполагаемые ответы) Это самый веселый русский праздник в начале весны, это праздник проводов зимы, он бывает в нашем городе, мы ходили с мамой на этот праздник в парк, там сжигали чучело, еще мы ели блины и шашлыки…. Муз. Рук. Праздник этот знаем мы Масленица – это самый первый предвесенний праздник, самый любимый в народе. Все веселятся и радуются тому, что пришла зима и наступает весна. Уточнение и расширение имеющихся представлений. Моделирование. «Масленица семь дней гуляет» - говорили в народе. Кто из вас знает, почему? (ответы детей) Каждый день Масленицы имел свое особое название. Посмотрите на мольберт, в центре - солнышко, а в правом верхнем углу расположены его лучи – дни недели. Я буду рассказывать вам о каждом из дней Масленицы и его традициях, а вы будете выбирать нужный и прикреплять к солнышку по порядку. Кто уже нашел луч с названием первого дня недели? Дети. Первый день недели – понедельник. Муз. Рук.(Приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку)
Восприятие и усвоение нового. Муз. Рук. Понедельник в дни Масленицы называли «Встречей». Приезжай к нам в гости Масленица,
Девушки и парни ходили по деревне с соломенным чучелом – символом уходящей зимы. и пели песни, вот послушайте……. Слушание русской народной песни «К нам Масленица пришла» Муз. Рук. А ребятишки ходили из избы в избу и кричали «Приехала Масленица! Приехала!» Кто из вас может нам такую кричалку рассказать? Дети:
Данил. Тин тинка , подай блинка,
Никита. Масленица, угощай,
Даша. Масленица, масленица,
Кирилл. Ой Масленица, блинная красавица,
Никита. Мы блинов давно не ели
Муз. Рук. Молодцы! Кто может найти луч с названием второго дня недели? Дети: Второй день недели - вторник.(Приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку) Муз. Рук. Вторник называли «Заигрыш». Во второй день масленичной недели девицы и парни собирались на игрища и потехи. Воздвигали снежные городки и устраивали поездки на лошадях. Больше всего любили кататься с ледяных гор. В старину существовало поверье: кто не скатился с горки – тот обидел Масленицу. А еще приговаривали: Широкорожая масленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся. На таких встречах парни высматривали невест. Делу – время, потехе – час, будем мы играть сейчас.
Игра «Ручеек» Ручей, ручей, ручеек, После игры дети садятся на лавочки Муз. Рук. Кто может найти луч с названием третьего дня недели? (приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку) Дети: Третий день недели – среда. Муз. Рук. Среда называлась «лакомкой» или «сладкоежкой». В этот день лакомились блинами и другими масленичными яствами. На Масленицу ели жирно, сытно, вволю. Много народных пословиц и поговорок сложено о блинах. Кто из вас, ребята, их знает? Дети. (Предполагаемые ответы)
Муз. Рук. Молодцы, а я хочу дополнить ваши ответы другими пословицами и поговорками о блинах. Я начинаю, а вы заканчивайте:
С Масленицей прощались Пение русской народной песни "Блины" (дети встают в хоровод) Муз. Рук. Молодцы, очень весело пели. Кто может найти луч с названием четвертого дня недели? (приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку) Дети: Четвертый день недели четверг. Четвертый день Масленицы – четверг - назывался «широкая Масленица» или «разгуляй». На этот день приходилась середина веселья и гуляний. Главным действием этот дня было взятие снежного городка. Мальчишки делились на две группы – пехота и конники, одни защищали крепость, другие атаковали ее. Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, устраивали кулачные бои и шумные застолья. Муз. Рук. В этот день гуляли, пели и плясали с утра и до вечера. А какое же веселье без веселых ложкарей? Эх топну ногой, да притопну ножками Танец «Ложкари» Муз. Рук. Молодцы. Кто может найти луч с названием пятого и шестого дней недели? (приглашает ребенка прикрепить лучи к солнышку) Дети: Это пятница и суббота. Муз. Рук. Пятница и суббота – были гостевыми днями и посвящались хождению по родне. В этот день наши бабушки должны накрывать стол и угощать блинами, пирогами и другими кушаньями. А чтоб было веселее, устраивались веселые посиделки с песнями, плясками, хороводами и частушками. Муз. Рук. Как известно всем подружки Дети: Разрешите поплясать, «Масленичные частушки» (приложение №2) Муз. Рук. Кто может найти луч с названием седьмого, последнего дня недели? (приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку). Воскресенье, последний день Масленицы, был днем «проводов зимы». В этот день было принято просить друг у друга прощения. А соломенное чучело, символ зимы, выносили на улицу, и сжигали. Так вот прощались с Масленицей. Как только разгорался костер, все кричали: Воспитатель. Гори, гори, ясно, чтобы не погасло, Муз. Рук. А потом вставали в хоровод и быстро мчались вокруг догорающего костра. Когда костер догорал, все начинали плясать, водить хороводы, играть. И я приглашаю вас поиграть. Дети встают в круг. Считалка: 1,2,3,4,5 Проводится русская народная игра «Гори, гори, ясно»
3. Заключительная часть. Рефлексивно – корригирующий этап. Муз. Рук. Посмотрите, ребята, (обращает внимание детей на мольберт) как засияло лучами наше солнышко, чувствуете, как стало тепло и радостно на душе. Благодаря лучам, мы поближе познакомились с традициями русского народно обрядового праздника Масленицы. Скажите, вам было интересно? Почему праздник назывался Масленицей? Какая традиция этого праздника понравилась больше всего? Что вы расскажете родителям, когда встретитесь вечером? Дети. (Предполагаемые ответы) мне понравилась игра «Гори ясно», а мне понравилось играть на ложках, а я расскажу маме и друзьям, что Масленицу празднуют семь дней, что нужно ходить в гости, угощать друг друга блинами, попрошу напечь блины, позвать в гости ребят и т.д. На память о сегодняшних посиделках я хочу подарить вам эти пиктограммы (солнышко с веселым и грустным выражением лица), выберите себе ту, которая соответствует вашему настроению. Покажите мне, что вы выбрали, (если кто из детей выбрал пиктограмму с грустным выражением, спрашивает, почему) Муз. Рук. (выносит блюдо с блинами) Заварила крепко чаю, всех к столу вас приглашаю До свиданья посиделки Звучит русская народная песня «Блины» (трек №3), дети уходят в группу, моют руки, переодеваются, затем подходят к столу с самоваром и угощаются блинами.
Приложение №1 Русская народная игра «Целовочки» 1 куплет. Стоит девочка масенька, на ней юбочка красненька 2 куплет. Стоит паренек молоденький, на нем пиджачок коротенький
Приложение №2 Масленичные частушки.
1.Испеку четыре солнца, да присыплю сахарком, Припев. 2. Моя мама на диете и блины не кушает 3. Как на масляной неделе всем становится теплей 4. Приходите, заходите, на румяные блины 5. До свиданья зимушка, зимушка колючая, 6. Как на масленой неделе из печи блины летели, 7. Я на масленку готов 8. Пятый блин я слопала 9. Напеки кума блинов 10. мы частушки вам пропели
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены