РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Рубежная аттестация как форма реализации государственных стандартов

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»
К.Д. Ушинский

«…11. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).»

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного»...

Перед вами фрагмент документа, который положен в основу деятельности педагога: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего общего образования, принятый в 2012 году.

Педагоги, кто вступил на тропу внедрения ФГОС ООО в 2012 году наверняка уже знакомы с этим документом.

Стандарт решает вопросы:

  • Как заинтересовать детей этим направлением деятельности?
  • Как вписать выполнение работы в школьное расписание?
  • Как эта работа будет оплачена?

Учебный план - один из механизмов реализации замыслов: «…В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы: учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные курсы «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору («Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края» и др.) и общие предметы для включения во все учебные планы. В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта».

Но возникают проблемы следующего характера:

  1. Исследования и проекты должны выполнять все;
  2. Учителя в массовом порядке должны научиться руководить проектами и исследованиями.

И негативные последствия: тексты индивидуальных проектов будут скачиваться и Интернета.

Чтобы обозначить позитивный сценарий массового развития исследовательской деятельности необходимо учесть несколько факторов определяющих её качество:

1. Программы для реализации исследовательской деятельности.

  • Необходим Банк примерных программ, рассчитанных на работу массового учителя, а не узких специалистов в определённой области (такими бывают чаще всего авторские программы);
  • Программы должны соответствовать общим требованиям к программам учебных предметов для обучающихся 10-11 классов;
  • Программы внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы и среднего звена должны содержать элементы проектно-исследовательской деятельности;
  • Программы должны быть разноуровневые: для основного контингента и мотивированных учащихся;
  • Реализация программ должна осуществляться через межведомственное взаимодействие: реализация программ на базе площадок ВУЗов, НИИ для мотивированных детей и старшеклассников.

2. Условия для реализации исследовательской деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность невозможна без минимума необходимого материально-технического оснащения:

  • Стандартная оргтехника
  • Звукозаписывающая аппаратура
  • Видеотехника.

Качество исследовательской работы зависит не от сложности оборудования, а от правильного методологического построения работы

Но для выполнения работ естественнонаучной направленности необходимы простые комплекты оборудования для развития интереса ребёнка к предметам и проведения исследований.

3. Подготовка кадров руководителей исследовательской деятельности.

  • Необходима разработка специальных модулей по организации проектной и исследовательской деятельности для программ повышения квалификации региональными организациями.

В перечне программ повышения квалификации ИРО есть программы такой направленности на кафедрах естественнонаучного образования и физико-математических дисциплин:
"Подготовка педагогов к сопровождению исследовательской и проектной деятельности обучающихся в процессе реализации ФГОС ОО", обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (108 час.);
«Современные технологии работы учителей математики с одаренными детьми. Подготовка школьников к олимпиадам, конкурсной проектной и исследовательской деятельности» (40 час.).
• Развитие городских ассоциаций по организации исследовательской деятельности с привлечением учёных, специалистов ВУЗов.
• Создание ресурсных центров с возможностью индивидуальных консультаций, тематических семинаров, НПК.
• Стимулирование педагогов через оплату труда

4. Результат исследовательской деятельности.

Как оценить уровень «культуры исследовательской и проектной деятельности, «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии…»? Только экспертным путём. А экспертами в школе могут быть преимущественно учителя.

Для объективности экспертизы необходимы единые требования и критерии результативности.

Определить результативность внутри школы могут такие показатели:

  • Вовлечённость учащихся в различные массовые формы исследовательской деятельности (дни науки, экскурсии и т.д.)
  • % учащихся, выполняющих проектные и исследовательские работы
  • Качество выполненных работ
  • Динамика уровня личностного развития учащихся, выполняющих такие работы.

Внешняя экспертиза: количество и качество работ, представленных учащимися на конкурсах и конференциях разного уровня.

На основе этих показателей может быть построена единая система оценки качества организации проектной и исследовательской деятельности учреждения.

Одной из форм, определения результативности гимназии в области исследовательских и проектных работ является рубежная аттестация, которая предусматривает защиту рефератов, творческих работ, проектов.

Виды и формы проектной деятельности в 2016-2017 учебном году:

  • 5 класс - Экзамен по решению исследовательских проектных задач (информационный мини-проект)
  • 6 класс - Групповые социальные проекты: "Осторожно, зима!" (праздник, посвящённый безопасности школьников в зимний период), "66 чудес 66 региона" (краеведческая экскурсия), "Поздравляем с Новым годом!" (праздник для детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации)
  • 7 класс - Групповые практико-ориентированные проекты: «Литературная Ревда»
  • 8, 10 классы - Индивидуальные предметные проекты

Данный подход реализуется в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования: это заложено в Требованиях к результатам освоения и в Требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования:

«12. …Достижение предметных и метапредметных результатов …является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы ООО.
При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;…»

«…18. Требования к разделам основной образовательной программы основного общего образования: 18.1. Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования: 18.1.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

…18.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

…3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения…

…21. Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:
…включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ…»

Главное, отработать и запустить механизм – проектная и исследовательская деятельность в школе.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены