РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Концепты "колесо", "круг" как феномены русской культуры

В последнее десятилетие XX века на стыке лингвистики и культурологии стало обособляться направление, которое обозначили термином «лингвокультурология». В задачи лингвокультурологии входит изучение и описание взаимоотношения языка и культуры, что тесно связало её с такими смежными направлениями и дисциплинами, как лингвострановедение, этнолингвистика, культурная антропология.

Объект лингвокультурологии - исследование взаимодействия духовной культуры определённого народа, которая находит отражение в сознании людей, творящих эту культуру, и языка, который выражает её, транслирует культурную информацию.

Единицей лингвокультурологии является лингвокультурема, или концепт.

Лингвокультуремы обладают рядом характерных для них черт: прецедентность, историко-культурная значимость, символический характер, информативность, нравоучительность. Язык через значение выходит в мир, значение – это тропинка, которая соединяет язык с внеязыковой реальностью. В концепции «язык и культура» сходятся интересы всех наук о человеке; это та сквозная идея, которая разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне его языка. Язык представляет собой главную форму выражения и существования национальной культуры. Э.Сепир писал: «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают».

Известно, что человек только тогда становится человеком, когда он с детства усваивает язык и вместе с ним культуру своего народа, все тонкости которой отражаются в языке. Философы утверждают, что, досконально вникая в слово, легче овладеть вещным миром.

Великий поэт и образованнейший человек Осип Мандельштам справедливо заметил в свое время, что «образованность - школа быстрейших ассоциаций». В этих словах подчеркивается тот непреложный факт, что образование - это, главным образом, становление юного человека путем вхождения в культуру. Язык - это не только база для формирования мировоззрения, но и ключ к накопленной веками родной и мировой культуре, важнейшее средство сохранения традиций и преемственности поколений.
В данной работе язык рассматривается как путь, по которому мы проникаем не только в современную ментальность нации, но и в воззрения древних людей на мир, общество и самих себя.

Целью данной статьи является приобщение к изучению языка во взаимосвязи с культурой народа, его носителя, глубокое изучение русского языка с учётом его взаимосвязи с русской культурой, а также с другими языками и культурами. Первичное познание мира, развитие мышления ребенка, становление его как личности, приобщение к духовным ценностям нации осуществляется в процессе усвоения родного языка. Именно он отражает народную мудрость и особое видение мира. Следовательно, всестороннее знание родного языка - элемент высокой образованности и культуры человека.

Идеи взаимосвязи родного слова и духовного мира и культуры народа высказывались еще в прошлых столетиях.

Известный русский лингвист И.И.Срезневский писал: «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа… Дополняя одно другое, они все вместе представляют систему понятий народа, передают быль о жизни народа».

Ф.И. Буслаев, видный историк русского языка, был убежден в том, что «постепенное раскрытие дара слова и законов оного должно быть вместе с раскрытием всех нравственных сил человека, ибо родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человечества».

Данная работа опирается на знания складывающейся в настоящее время области языкознания – лингвокультурологии. Ее объект определяется как материальная и духовная культура народа, выраженная в языке.

Объект нашего исследования – концепт «колесо», в котором выражается совокупность понятий, мыслей и чувств русского человека.

Главной задачей работы являются рассмотрение слова «колесо» как феномена культуры, воплотившего в себе обычаи, мировоззрение, духовный мир народа.

Мы обратимся к внутреннему содержанию данного концепта, к этимологии слова «колесо», так как этот способ анализа понятия отражает в языке становление народного взгляда на мир.

Занимаясь анализом значения слова «колесо», современный человек обращается в первую очередь к его прямому лексическому значению, то есть связывает слово с конкретным предметом, изобретенным очень давно. В истории человечества изобретение колеса было одним из самых величайших, воздействовавших на жизнь людей так сильно, что без всякого преувеличения можно сказать: колесо сдвинуло историю с мертвой точки и заставило ее мчаться в несколько раз быстрее.

Но вряд ли вы задумывались о том, сколькими значениями обладало слово «колесо» в языке наших предков. Современный человек усваивает прямой смысл этой лексемы, поэтому для него становятся тупиковыми вопросы о том, почему наши предшественники обустраивали свою внешнюю и внутреннюю жизнь в соответствии с кругом, колесом.

Круг - первоначальный протознак, имеющий свое символическое выражение во всех культурах, так как изначальным кругом служил диск солнца, и все строилось по этому образу и подобию. Например, обряд приготовления блинов у славян во время Масленицы олицетворял солнце. Идея круга также выражена в календарях, где отражен солнцеворот.
Обручальное кольцо – обет супружеской верности. Кольцо передавали из поколения в поколение, поддерживая энергетику рода. Не случайно идея круга воплощается в обручальных кольцах, символизирующих вечное единство супругов и в земном, и в потустороннем мире. А народное поверье говорит еще и о том, что обручальные кольца должны быть без каких – либо шероховатостей и неровностей, чтобы и семейная жизнь была «гладкой», не омраченной какими–либо неприятностями и несчастиями. В знак отдания себя на всю жизнь друг другу, а Господу – обоих, в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке жених и невеста обмениваются кольцами. Супружеский союз возникает в земных условиях, но несет в себе залог единства и печать нерасторжимости, что символизируется кругом.

Для древних славян колесо (круг) имеет особое значение. Колесо являлось знаком таких богов, как Перун – громовержец, Ярило, Род, Хорс, Велес, Сурья.
Исследуя значение колеса для древних славян, необходимо также указать и на представление наших предков о магической силе круга в одежде.

Костюм был целым обрядом. В бывших великорусских губерниях молодые девушки ходили в длинных рубахах, опоясанных красным пояском – оберегом. Одежда наших предков должна была беречь человека от порчи, сглаза, козней ведьм, домовых и прочей нечистой силы. Все эти существа мира, известные нам по страшным сказкам, для доброго и мудрого нашего предка были реальными, живущими с ним бок о бок врагами или друзьями, шалунами и проказниками. Но не любит нечистая сила круг, а пояс кругом человека опоясывает и должен быть красного цвета.

Если случалось, что кормилица – корова захворает, так и ей от порчи пояс на рога вешали.

«Спасительный пояс» ткали сами из красной нитки и очень им дорожили. Существовало поверье, что пояс надо постоянно носить на голом теле и не снимать его даже в бане. А может быть, и тем более в бане, поскольку она издавна считалась прибежищем нечистой силы.

О парализующем действии пояса на нечистую силу можно прочитать в древнерусском сказании «Чудо Георгия о Змие». Очередная жертва кровожадного Змия, царевна Елисава, по совету Георгия, сняла пояс и обвязала его вокруг шеи чудовища, и заклятый Змий покорно пошел за царевной в город, где и был поражен Георгием. После этого чуда горожане обратились в христианство.

Обыкновенный пояс, сбившийся гибкой змейкой на полке нашего гардероба, имеет магическую силу солярного круга. Это символ солнца, неба – всего, что рождает жизнь, охраняет и оберегает человека.

Символика круга – очень древняя. Она возникла в эпоху космического мировоззрения, когда человек и природа были слиты воедино: человек ощущал себя частью Вселенной, космоса, и космос был в человеке. Люди поклонялись всемогущему, дарящему жизнь Богу Солнца, испокон веков искали у него защиты от своих врагов.

«Таинственный круг» - символ Солнца – охраняет человека от чар нечистой силы. Так и пояс, обвиваясь вокруг человека, образует тот же магический круг – оберег.

А бывало и наоборот: человек на время заключает сделку с нечистой силой. Тогда он снимает нательный крестик и развязывает пояс. Возможно, именно здесь кроется объяснение возникновения переносного значения глагола «распоясаться».

На святках девушки также снимали пояс, так как гадания о будущей судьбе, о суженом, о замужестве предполагали колдовскую помощь нечистой силы.

Исследуя этимологию слов «колесо», «круг», легко установить, что в древнерусском языке они восходят к архетипу «коло», «хоро», что означало «колесо», «круг». Слово «коло» уже давно ушло из языка, но сохранились производные от него. Составленное словообразовательное гнездо слов с данным архетипом отображает не только происхождение однокоренных слов, но и позволяет установить более глубокий смысл данных лексических единиц. В современном словообразовательном анализе отсутствует исторический взгляд на родственные связи данных слов, но, благодаря этимологическому подходу, нам удалось выяснить, какими способами и путями происходило словообразование от исходной единицы «коло».

Следуя данным этимологических и толковых словарей, мы отобразим исторические процессы словообразования на данной схеме, изображающей гнездо родственных слов, образованных от начального «коло» («хоро»).

Семантика слова не исчерпывается одним лишь лексическим значением. Вокруг каждого слова складывается ореол всевозможной информации, образуя концепт. Анализ происхождения, гнездового словообразования, знакового значения, ассоциативного наполнения концепта «колесо» доказывают, что слова в языке – это отражение национальной культуры, духовно-нравственного опыта народа, это главные носители представлений наших предков и современников о мироустройстве, гармонии, красоте и мировой истине.

Изучая тайны слова, языка, мы постигаем культуру и историю, мы приобщаемся к духовному быту и бытию наших предшественников, мы восстанавливаем связи между прошлым и настоящим.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. - М.: Флинта: Наука, 2001.- 216стр.
  2. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди.- СПб.: Издательство «Азбука», 2001.- 368стр.
  3. Фразеологическийсловарь русского языка. /Под ред.А.И. Молоткова. - М.: Советская энциклопедия, 1967.-543стр.
  4. Энциклопедия символов, знаков, эмблем./Сост.В.Андреева и другие. – Москва: Издательство «Локид», 2000.-576стр.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены