РАЗРАБОТКИ
|
Формирование рефлексивных умений в системе внеурочной деятельности на примере истории«Кто я? Зачем я? Для чего я живу? Что я делаю не так?» - зачастую, даже взрослому человеку сложно ответить на эти вопросы. Однако, познавая себя, глубже понимая других людей, человек все больше способен к изменению не только самого себя, но и окружающего мира! Познание человеком самого себя является очень длительным и сложным процессом. Оно начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь, и, конечно, немалую роль в формировании рефлексивных умений играет школа. Современному обществу нужен человек способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Такой предмет как история несет себе богатый потенциал для формирования рефлексивных умений, ведь именно в процессе освоения содержания этого предмета ученик учится работать с различными видами источников знаний (текстами, картами, изображениями, схемами, видео- и аудио-источниками, статистическими данными и т.д.), отбирать и анализировать полученную из них информацию, строить собственный ответ как в устной, так и в письменной форме и многое другое. Вряд ли кому-то хотя бы раз в жизни придется вспомнить причины поражения Наполеоновской армии или же доказать наличие расхождения в понимании марксизма Плехановым и Лениным. Однако сформированные при изучении этих тем особенности логического мышления, умение лаконично и образно излагать суть проблемы требуются каждому ежедневно, а порой и ежечасно! Для того, чтобы овладеть перечисленными умениями необходимым условием является способность адекватно оценивать себя. В соответствии с требованиями ФГОС, рефлексия сегодня является одним из основных этапов каждого урока, однако проведенное мною анкетирование учителей доказывает, что многие учителя, работающие в школе, либо не успевают осуществить данный этап урока в связи с огромным количеством материала, большим объемом учеников и т.д., либо не владеют приемами, способствующими формированию рефлексии. В связи с указанными выше проблемами возникает острый вопрос: «Когда же формировать рефлексию, если не на уроке?» Ответ на него достаточно прост: одним из способов решения проблемы может стать внеурочная деятельность, которая имеет 2 весомых преимущества по сравнению с обычным уроком:
Мы хотели бы предложить 2 курса внеурочной деятельности, которые, на наш взгляд, будут наиболее эффективными при формировании рефлексивных умений: 1. «Творцы истории» Кто является главным героем истории? Конечно, человек! Великие полководцы, правители, писатели и даже простые крестьяне – все это те герои, без которых была бы немыслима история! Данный курс направлен на создание учениками проектов по истории, посвященных различным историческим деятелям. В процессе составления работы ребята под чутким руководством учителя смогут самостоятельно определить цели работы, разработать план изучения личности и научиться выступать перед аудиторией. В процессе выполнения будут формироваться следующие умения:
2. «В мире исторических источников» Работа с историческим источником – одно из важнейших умений на уроках истории. Но задумайтесь: с текстовыми, изобразительными, аудио- и видеоисточниками мы сталкиваемся с Вами каждый день! Тот бесчисленный потом информации, который обрушивается на человека каждый день, способен захлестнуть его! Для того, чтобы научиться извлекать необходимую нам информацию из любого вида источников и, благодаря этому, максимально полно воспринимать окружающий нас мир, стоит погрузиться «В мир исторических источников». В процессе освоения этого курса ученики, работая с различными источниками, смогут сформировать множество метапредметных умений, в числе которых будет и рефлексия, так как при работе с источником ученики не только с помощью учителя сформируют алгоритмы работы с различными источниками, но и смогут выделить наиболее эффективные приемы работы с каждым из них. Следующим шагом будет осознание того, что получается у учеников, а какие умения необходимо развить. Грамотно организованная учителем индивидуальная работа и работа в группах будут способствовать развитию у учеников способности не только оценивать себя, но и своих товарищей. Таким образом, внеурочная деятельность способна стать очень эффективным способом для формирования рефлексивных умений. Существует великое множество приемов для развития когнитивной и эмоциональной рефлексии (прил.1), которые можно использовать как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности. Их включение в вышеописанные курсы внеурочной деятельности сможет сделать работу учеников по-настоящему эффективной, ведь именно в системе внеурочной деятельности главными для ученика станут содержание его образовательных результатов, сам процесс получения тех или иных знаний и саморазвитие, а не отметка, зависимость от которой превалирует на обычных уроках истории. Еще в XVII веке великий философ и педагог, Джон Локк говорил о рефлексии как о «внутреннем опыте, являющемся основным источником знаний». Только познав себя, мы сможем осознать окружающий мир, поэтому развитие рефлексивных умений – одна из главных задач, которую необходимо реализовывать в системе внеурочной деятельности. Приложение 1 1. «Оцени свою работу»: ученик в процессе занятия на полях ставит значки в соответствии с успешностью своих ответов.
В конце занятия он видит уровень своей активности и успешность ответов. Обсуждая результаты, следует обязательно уделить внимание таким вопросам, как: «Доволен ли ученик своей работой? В чем проявились слабые и сильные стороны? Что необходимо сделать для улучшения результатов?» 2. «Паспорт занятия»: анкетирование, которое проводится в конце занятия. Может быть предложена следующая форма, где ученики подчеркивают тот ответ, который будет характеризовать их личное восприятие занятия:
Анализ результатов анкетирования учитель должен обязательно обсудить с учениками, выявив общие проблемы. Учениками в результате этой работы должны быть предложены пути к совершенствованию не только своей работы, но и дальнейших занятий. 3. «Заверши фразу»: еще один, более продуктивный вид анкетирования, где ученики смогут представить более полную информацию о собственной деятельности.
4. «Цели занятия»: каждому ученику выдается таблица, заполнение которой осуществляется в начале занятия и в его конце.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены