РАЗРАБОТКИ
|
Применение проблемно-интегративной технологии в преподавании химии и географииН.Н.Ауэр учитель географии Просто знать – мало, знания нужно использовать Перед современным образованием поставлена задача – способствовать инновационному развитию страны. Процессы глобализации, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают новые требования при формировании модели выпускника школ. Обществу на сегодняшний день нужны грамотные, мобильные, способные постоянно совершенствоваться специалисты. Родители заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны в жизни. Умения и навыки, которые учащиеся освоят, за время обучения, будут востребованы в течение всей их жизни. Новые социальные запросы определяют новую стратегию развития образования, выдвигают требования к результатам, содержанию и условиям образования, которые отражены в новых ФГОС ООО. В примерной программе по географии в свете требований стандартов второго поколения справедливо отмечается, что в системе основного образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарного научного знания. А это позволит формировать у школьников комплексное представление об окружающем мире и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде [3]. Химическое образование в школе переживает непростой этап своего реформирования, связанный с изменением взглядов на роль и цели общего образования в контексте задач его модернизации. В школе обучении химии на сегодняшний день должно быть нацелено на глубокое осмысление и понимание основ химической науки, на формирование навыков и опыта творческий проблемно-поисковой деятельности. Появление современной техники, интернет ресурсов, гаджетов дает возможность учителю наполнить урок наглядностью, создать виртуальное пространство. Перед современным образованием стоит задача создание условий для развития ребенка с учетом его индивидуальности и перехода от информационно-репродуктивного к активно-творческому обучению. В настоящее время в образовании приоритетным становится формирование у учащихся предметных, метапредметных учебных действий, образовательный процесс приобретает ярко выраженную практическую направленность[2]. На практике учителя используют проблемно-интегративную технологию обучения, ориентированный на совместную деятельность участников образовательного процесса, в ходе которой решаются учебные проблемы. Вся деятельность строится на интегративной основе, поэтому все решаемые в обучении проблемы становятся интегративными по содержанию. [4]. Преимущества проблемно-интегративного обучения:
Недостатки проблемно-интегративного обучения:
Ведущими средствами создания проблемной ситуации на уроке постановка и решение учебных задач являются межпредметные связи. В начале урока межпредметные связи позволяют актуализировать знания учащихся, полученные на уроках других дисциплин и побудить учеников к переносу знаний в новую ситуацию[5]. Примером может быть бинарный урок географии и химии. На уроке химии в 8 классе можно перед учащимися поставить межпредметную учебную задачу. В начале урока стоит обратить внимание на состав воздуха и сделать опору на полученные знания на уроке географии. Тема «Состав воздуха» изучается в курсе географии в шестом классе. При актуализации знаний перенести акцент на роль кислорода в жизни живой и неживой природы. Учитель задает проблемно-поисковый вопрос: «Какое вещество содержится в атмосфере в большем количестве?». В итоге на уроке формулируется проблема в виде межпредметного вопроса: « Какое вещество кислород или азот преобладает в атмосферном воздухе?». В данной ситуации обучения учитель должен создать условия для самостоятельного применения межпредметного материала и развивать у учащихся умения связанные с синтезом, анализом и переносом знаний и способов действий. Несмотря на то, что проблемные ситуации составляют основу проблемно-интегративного обучения, они не могут быть реализованы без учета и подбора методов обучения. Наиболее эффективный метод – метод эксперимента. При изучении темы из курса географии «Пояса Земли. Атмосферное давление» можно использовать знания, полученные на уроках химии. Для актуализации знаний формулируем проблемно-поисковый вопрос «Воздух имеет вес? И занимает ли он место в пространстве?». Эксперимент это всегда интересно, учащиеся выбирают из набора предложенных экспериментов тот, что ответит на поставленный вопрос, или могут предложить альтернативный вариант, при работе с этим методом учитель создает условия для формирования умений анализировать, интерпретировать результаты эксперимента. Эти умения формируются достаточно длительное время, поэтому эксперимент как метод обучения должен реализовываться на трех уровнях проблемности.
На практике методы, формы обучения реализуются в условиях той или иной формы организации урока. Закончить можно актуальными словами И.Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами». Список используемой литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены